Формы государственного управления. Правовые акты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:28, контрольная работа

Описание

Форма государственного управления — это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач.

Работа состоит из  1 файл

контрольная - копия.docx

— 23.22 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Административное право»

На тему: «Формы государственного управления. Правовые акты управления» 
 
 
 
 

 Выполнила:                                                                                                                                 

Студентка 3 курса  
 
 
 
 
 
 

2011

     Форма государственного управления — это  внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач.

     Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими  затратами сил, средств и времени. Термин «форма» означает вид, любое внешнее проявление определенного содержания. Если функции управления раскрывают основные направления целенаправленного влияния субъектов управления на объекты управления, то формы управления — это пути осуществления такого целенаправленного влияния, т. е. формы управления показывают, как практично осуществляется управленческая деятельность. Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Формы управления призваны обеспечивать наиболее целенаправленное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени. От форм управления зависит успех управленческой деятельности. Формы управления регламентируются административно-правовыми нормами различного юридического значения. Некоторые из них регламентированы конституционно (например, относительно Правительства РФ), другие – подзаконными правовыми актами (например, положениями о конкретных органах исполнительной власти, должностными инструкциями). Внутриорганизационная деятельность также подлежит регламентации, но она замкнута рамками внутриорганизационной работы тех или иных

     2

исполнительных  органов (например, инструкции по делопроизводству).

     Общепринятой  классификации форм управленческой деятельности не существует. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других — нет. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.

     Правовые  формы всегда вызывают внешние и  четко выраженные юридические последствия. Это любые действия субъектов  исполнительной власти, совершение которых  непременно влечет за собой наступление  правовых последствий. В них непосредственно  получают свое практическое выражение  юридически властные полномочия, являющиеся спецификой субъектов исполнительной власти. Наиболее показательно эти  качества данной группы форм проявляются  в правовых актах управления. Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

     Правовые  формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям. По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную.

     3

     Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

     Правоприменительная управленческая деятельность органов  и 

должностных лиц, осуществляющих управление, заключается  в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое  значение факта, под соответствующую  норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

     Правоприменительная деятельность включает:

     - установление фактических обстоятельств дела;

     - выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве);

     - уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;

     - принятие по делу решения, индивидуального акта;

     - исполнение акта применения нормы права

     По  содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

     Регулятивная  форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов,

     4

предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

     Правоохранительная  форма правоприменения направлена на охрану

урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством  этой формы деятельности разрешаются  юридические споры, возникающие  в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных  органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных  служащих в сфере управления, применяются  меры государственного принуждения  к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

     По  целенаправленности (целям использования) правовые формы 

управленческой  деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

     Внутренние  и внешние правовые формы управления могут быть как 

правотворческими, так и правоприменительными.

     По  способу выражения правовые формы  государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации

     5

правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

     Широко  используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при  решении вопросов оперативного характера.

     Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

     Неправовые  формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением  юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К  неправовым формам относятся формы  выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.

     Акты  управления являются правовыми, так  как с их помощью достигается  правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение  или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно. По общепринятому в административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе говоря, административно-правовой, формой реализации задач и функций исполнительной власти.

     При помощи этих актов органы исполнительной власти в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок и  государственную безопасность, защищают законные права и свободы граждан  общественных и государственных организаций.

     В отличие от других форм государственного управления правовые акты управления имеют ярко выраженное юридическое значение.

     6

     С помощью правовых актов проявляется  властная воля аппарата органов исполнительной власти. Они юридически закрепляют действия органов управления. Поэтому  юридическим основанием издания  акта управления является компетенция  органа управления, которая определена в установленном порядке.

     Объем и содержание компетенции органа управления определяют содержание и  юридическую силу принимаемых ими правовых актов управления.

     Нужно отметить, что все акты управления независимо от того, каким органом  принят тот или иной акт, издаются только на основании и во исполнение закона и тем самым являются подзаконными.

     Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного объекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

     Существует  ряд отличий правовых актов управления от других актов государственных  органов и общественных организаций:

     - отличие акта управления от закона.

     Акт государственного управления, так же как и закон, является юридическим  актом, регулирующим общественные отношения. Но акт государственного управления имеет силу лишь в том случае, если он издан и соответствии с  законом, на основе и во исполнение закона, в целях его реализации. Закон при этом имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов. Если акт управления противоречит закону, то он признается ничтожным.

     - акты государственного управления отличаются и от судебных актов.

Акты     государственного   управления  издаются  преимущественно    и

Информация о работе Формы государственного управления. Правовые акты управления