Формы правления современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, что определение формы правления, является важной составляющей формы государства. Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Содержание

ВведениЕ………………………………………….............................................3
Глава 1. Понятие и классификация форм правления ......4
Глава 2. Монархия в современном государстве ……….....7
2.1 Абсолютная монархия……………………………………………………....9
2.2 Дуалистическая монархия………………………………………………...11
2.3 Парламентарная монархия……………………………………………….11
Глава 3. Республика как основная форма правления в современном государстве.…….………………………..………..14
3.1 Президентская республика………………………………………….…….14
3.2 Суперпрезидентская республика……………………………...................16
3.3 Парламентарная республика……………………………………….…….18
3.4 Республика с монархическими элементами…………………….………24
Заключение.………………………………………………...……………...26
Список использованных источников………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.65 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения»

Гродненский филиал

 

 

Кафедра теории и истории права

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

«Общая теория права»

на  тему:

«Формы правления  современного государства»

 

 

Выполнил:

студент _ курса, _ группы

________ отделения

Специальность «Правоведение»

_______ __________________

 

Научный руководитель:

к.ю.н., профессор

_________ Веленто  Леонид Иванович

 

 

 

 

 

 

Гродно 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВведениЕ………………………………………….............................................3

Глава 1. Понятие  и классификация форм правления ......4

Глава 2. Монархия в современном государстве ……….....7

2.1 Абсолютная монархия……………………………………………………....9

2.2 Дуалистическая монархия………………………………………………...11

2.3 Парламентарная монархия……………………………………………….11

Глава 3. Республика как основная форма  правления в современном государстве.…….………………………..………..14

3.1 Президентская республика………………………………………….…….14

3.2 Суперпрезидентская республика……………………………...................16

3.3 Парламентарная республика……………………………………….…….18

3.4 Республика с монархическими  элементами…………………….………24

Заключение.………………………………………………...……………...26

Список использованных источников………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  данной темы состоит в том, что  определение формы правления, является важной составляющей формы государства. Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Предметом курсовой работы является  исследование такого института государственности, как  форма правления.

Объект –  общественные отношения, возникающие  между высшими органами государственной  власти и населением, проживающем  на обособленной территории, по поводу организации политической, экономической, социальной среды, в которой в  дальнейшем будут осуществлять свою деятельность данные органы.

  Цель курсовой работы - раскрыть современные формы правления государства.

Задачи  курсовой работы: изучить понятие  и классификацию форм правления, выяснить из чего складывается республика как основная форма правления  в современном государстве и  что включает в себя монархия как форма правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и классификация  форм правления

 

 

 Термин "форма правления" содержится  во многих основных законах  стран мира. В некоторых конституциях  этого термина нет, но всегда  закрепляется главный принцип  правления монархия (например, конституция  Испании 1978г.) или республика (конституция  Германии 1949г.). Лишь единичные государства  не имеют в официальном названии  слов "монархия" или "республика" (Государство Израиль, Государство  Кампучия до 1993г., Ливийская Джамахирия).

В литературе существуют два подхода  к понятию формы правления: узкий  и широкий. С точки зрения узкого подхода, понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица главы государства, монарха или президента, а с точки зрения широкого подхода (И. Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы [4,с 261-262].

Форма правления - организация верховной  государственной власти и порядок  ее образования. Характер формы правления  в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных  экономическими узами обмена и вынужденных  объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически  равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается  также конкретной расстановкой социально - политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого  фактора особенно ярко проявляется  в революционные периоды, примером чего может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789г). Теория государства, фиксируя в истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Ещё в свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе, вплоть до настоящего времени указанный критерий количественный в своей основе остался. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика[2,с. 11, 9. с. 186].

Существовали  и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные  принципы - силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх – в деспотии [8,с. 160-162].

В действительности форма правления не исчерпывается  положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения  главы государства с парламентом  и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может  включать всю политическую среду. Форма  правления это характеристика структуры  и взаимоотношений органов законодательной  и исполнительной власти или других основных органов государства в  тех странах, где нет деления  на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция "республики советов"[6, с 327]. В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. В свою очередь монархия делиться на: абсолютную, дуалистическую, парламентарную.

Республиканская форма правления делится на: президентскую, парламентарную, суперпрезидентскую.

  Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный монарх"), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Монархия в современном  государстве

 

 

Монархическая форма правления. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана) который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление. Правда, в ряде стран (Малайзия, ОАЭ) из этого правила есть исключения[6, c. 328].

Монархическая форма правления существует во многих странах вплоть до настоящего времени. Однако распространены монархии по континентам  далеко не равномерно. В Европе насчитывается 10 монархий: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

На американском континенте тоже 10 монархий: Канада, Антигуа  и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Лусия, Ямайка. В Австралии и Океании 6 монархий: Австралия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу. В Азии 13 монархий: Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония. И, наконец, в  Африке всего 3 монархии: Лесото, Свазиленд  и Марокко.

Специфическими  чертами обладает монархическая  форма правления в ряде стран, входящих в Содружество, которое  возглавляется Великобританией (Commonwealth). Из 51 страны - члена Содружества 15 состоят  в отношениях личной унии с Соединенным  Королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др.). Английская королева является королевой каждой из этих стран, но в ее отсутствие функции главы государства осуществляет генерал-губернатор, который назначается английской короной по представлению правительства соответствующей страны из числа ее жителей[6, c. 239].

В современных  развитых странах монархия является большей частью слабым политическим учреждением, не играющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом. Встает вопрос: почему же государственная власть сохраняет  монархию всеми доступными ей средствами? Врядли можно допустить, что это делается единственно из уважения к национальной исторической традиции. Анализ политической практики современных монархических государств показывает, что монархия сохраняется как резервный политический институт, который может быть использован в условиях политических кризисов.

Общая тенденция  развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более  демократической форме. После второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и  некоторых других странах, а затем  в Греции и Афганистане. Но есть и  случаи восстановления монархии (в  Испании после смерти диктатора  генерала Франко). В развитых странах (Великобритания, Испания, Япония и  др.) монархия фактически не влияет на политический режим в стране, положение  монархии в Великобритании мало чем отличается от ситуации в соседней республике Франции. Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.

Хотя  монарх глава государства, на деле ему  не всегда принадлежит верховная  власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство, совет аш-шура). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

 

2.1 Абсолютная монархия

 

 

Абсолютная  монархия - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. До сих пор эта форма правления, свойственная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких странах. В султанате Оман нет конституции, ее роль выполняет Коран. Нет в этой стране и парламента, правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье.

В других эмиратах Персидского залива - Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии есть конституции, но они дарованы монархами (в ОАЭ Советом эмиров), а не приняты демократическим путем, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне с 1975г.),   они устанавливают, что вся власть законодательная, исполнительная, судебная исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. В Катаре парламент так и называется: Консультативное собрание и действует по мусульманской традиции аш-шура совещания правителя с наиболее уважаемыми лицами. В ОАЭ члены парламента (Национального собрания) назначаются семью эмирами (Советом эмиров), а парламент действует в качестве совещательного учреждения даже не при Совете эмиров, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. В Саудовской Аравии взамен парламента создан совещательный совет, назначаемый королем (1992г.). Таким образом, хотя в назван ной группе стран есть конституции и парламенты, они на деле не ограничивают власть монарха и эти государства тоже представляют собой фактически абсолютные монархии. Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет это неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана. В Саудовской Аравии семейный совет низлагал короля (в том числе за отсутствие должного благочестия, что устанавливалось улемами) и назначал на его место нового из той же семьи. Король это одновременно высшее духовное лицо имам, а мусульманская религия государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими.

Информация о работе Формы правления современного государства