Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:38, реферат
Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство - это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и
Введение…………………………………………………………………………1
1.Функции государства…………………………………………………………3
2.Механизм государства………………………………………………………..8
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Функции государства………………………
2.Механизм государства…………………………………………………
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство - это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
1.Функции государства.
Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функций государства. Это обосновано и научной и практической целями. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основные критерии классификации:
- Внутренние на: поддержание существующего государственного и общественного строя, защита господствующего класса, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные, политические, экологические, защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.
- Внешние на: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границы и территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.
Некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать, что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мере развития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторые из них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:
- экономическая, т.е. развитие экономики как внутри государства, так и установление международных экономических связей;
- политическая, т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита государственного суверенитета;
- социальная, т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей;
- идеологическая, т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной, нравственной идеологии;
В свою очередь Нерсесянц
В.С. рассматривая в своей работе функциональную
деятельность государства, отмечает что
«…государство – это не организация для
решения экономических, культурных, экологических
и иных сходных задач, хотя роль государства
(и права) в надлежащем решении этих и подобных
задач весьма велика», и далее замечает
«Специфика, существо и смысл всей функциональной
деятельности государства, всех его функций
состоят в организации, реализации и защите
определенного (социально-исторически
обусловленного)государственно-
- правоустановительная функция, т.е. установление всех источников и норм действующего права;
- правореализаторская функция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;
- правозащитная функция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;
- внешнегосударственная функция, т.е. осуществление внешнего суверенитета государства;
Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как четвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.
Развитие современной Российской государственности на основе демократических принципов и принципов правового государства, ставит сегодня перед российским обществом следующие задачи: обеспечение развития цивилизованных рыночных отношений, развитие правовой основы свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, создание условий для реализации каждым права быть собственником, развитию социальной сферы, дальнейшая демократизация общества. Таким образом, можно определить следующие внутренние функции современного Российского государства:
1.Экономическая. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.;
2. Социальная защита. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.;
3. Налогообложение и взимание налогов. В современных экономических условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.;
4. Охрана правопорядка, прав и свобод граждан. Эта деятельность государства направлена на защиту интересов личности и общества;
5. Охрана природы и окружающей среды. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.;
6. Культурная. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр. Необходимо отметить важную роль культуры в формировании государственного, обще социального, правового сознания общества, без высокого уровня которого, без осознания самим обществом своей ответственности за те процессы, которые происходят в нем, невозможны демократические преобразования.
В качестве основных внешних функций современного Российского государства можно отметить следующие:
1.Сотрудничество с другими государствами в различных сферах. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.
2. Поддержание мира, оздоровления международной обстановки. Это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;
3. Оборона страны. Основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.
Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского государства со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем – борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны окружающей среды и сохранения благоприятного глобального климата.
2.Механизм государства.
Механизм государства
есть та реальная организационная материальная
сила, располагая которой, государство
осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением
государства, представляет собой материальное
«вещество», из которого оно состоит. Можно
сказать, что механизм суть деятельное,
постоянно функционирующее выражение
государства.
Механизм государства - это
целостная иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически осуществляющих
государственную власть, задачи и функции
государства.
Выделяют следующие характерные
признаки механизма государства.
- это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
- первичными структурными частями механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
- для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
При помощи механизма практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
Единый и целостный механизм государства дифференцируется на составные части — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют обще социальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Механизм Российского
государства – это система взаимосвязанных
объединенных общими принципами государственных
органов, осуществляющих государственную
власть и функции государства, решающих
его задачи.
Механизму нашего государства
должны быть присущи единство всех частей,
их тесное и деловое взаимодействие, поскольку
все органы государства осуществляют
единую власть народа, опираются на одни
и те же принципы образования и деятельности
— демократизма, законности, разделения
властей, субординации и координации,
федерализма и профессионализма.
Демократизм. В
демократическом государстве
Законность. В правовом государстве
принцип законности обращен в первую очередь
к государству, его органам. Уважать законы,
беспрекословно следовать и подчиняться
им, действовать в рамках своей компетенции,
обеспечивать и гарантировать права и
свободы граждан — важнейшая конституционная
обязанность органов государства. Низкая
правовая культура, беззаконие должностных
лиц, работников государственных органов
разлагающе действуют на механизм государства,
на общество.
Разделение властей. Умелое
использование этого принципа обеспечивает
гибкий и постоянный взаимный контроль
верхних эшелонов государственной власти,
предостерегает против узурпации государственной
власти тем или иным органом. Кроме того,
данный принцип повышает эффективность
работы государственного механизма.
Субординация и координация.
Четкая, слаженная и высокоэффективная
работа механизма государства невозможна
без строгой государственной дисциплины,
без подчинения по вертикали и деловой
координации по горизонтали.
Дисциплина цементирует весь
механизм государства, обеспечивает его
целостность и работоспособность.
Федерализм. Этот принцип оказывает
большое влияние на механизм Российского
государства. Ряд общефедеральных органов
формируется с участием представителей
субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными
создаются и действуют государственные
органы субъектов Федерации, между которыми
складываются отношения координации и
субординации.
Профессионализм. От персонала
государственного аппарата в решающей
степени зависит качество его работы.
Без персонала механизм государства представляет
собой безжизненную абстракцию. Первоосновой
профессионализма служит компетентность
государственных чиновников. В государственном
аппарате профессионализму противостоит
дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен
и стремится вытеснить профессионализм.
В практическом деле дилетантизм выражается
в отсутствии необходимых знаний, в организационной
беспомощности, в неспособности предвидеть
результаты своих действий, последствия
принимаемых решений.
Механизм Российского государства
уже успел "приобрести" тяжелые и
разрушительные болезни. Стремительно
растет армия чиновников, среди которых
немало дилетантов. Парадокс заключается
в том, что уровень государственного управления
общественными делами падает ниже низшего
предела, а механизм государства бурно
растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое
положение в стране. Особенно нетерпимы
коррупция, подкуп, продажность должностных
лиц, чиновников, поразившие определенную
часть государственных служащих. Коррумпированному
гниению государственного аппарата могут
противостоять: точное правовое определение
компетенции каждого органа, должностного
лица; действенный контроль; строгая моральная
и юридическая ответственность; хорошо
поставленные аттестация и переаттестация
работников государственных органов.