Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:35, статья
Религиозно-политический экстремизм и терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на органы государственной и муниципальной власти, международные организации, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.
Противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму – это деятельность органов государственной и муниципальной власти, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, общественных и религиозных организаций, населения по:
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция
Тема выступления: «Государственная политика противодействия религиозно-политическому экстремизму в России
Выполнили:
студентки 5 курса
очной формы обучения
специальности 030501.65 «Юриспруденция»
Смирнова Ю.И.
Пальгина Д.С.
Научный руководитель:
Арутюнова С.Э.
Балаково, 2012
Государственная политика противодействия
религиозно-политическому экстремизму в России
Религиозно-политический экстремизм
и терроризм – это идеология
насилия и практика воздействия
на органы государственной и
Противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму – это деятельность органов государственной и муниципальной власти, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, общественных и религиозных организаций, населения по:
- предупреждению экстремистской
и террористической
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
- минимизации и ликвидации
последствий проявлений
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [1]. Современный терроризм — это мощные структуры с соответствующим их масштабным оснащением. Он превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и огромным капиталом. Разрушить эту хорошо отлаженную систему террора возможно также только системно, причем комплексно и на всех уровнях, от межгосударственного до первичных звеньев антиэкстремистской и антитеррористической борьбы [2].
В соответствии со п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремизмом понимается:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [3].
Политический экстремизм — относится к наиболее сложным неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. Политический экстремизм часто понимается и как специфическая линия в политике, отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество с политическими оппонентами или противниками, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях — общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы [4].
Необходимо отличать политический
терроризм от политического экстремизма,
схожего, но не тождественного явления.
Понятие экстремизма
К факторам, порождающим религиозно-политический экстремизм можно отнести социально-экономические кризисы, меняющие к худшему условия жизни большинства членов общества: ухудшение социальной перспективы значительной части населения, рост антисоциальных проявлений, страх перед будущим, нарастание чувства ущемления законных прав и интересов этнических и конфессиональных общностей, а также политических амбиций их лидеров, обострение этноконфессиональных отношений.
С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранять социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество должно противодействовать, противопоставляя экстремистским идеям и призывам идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия [5].
Политический и религиозный
экстремизм — это в целом
Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких трансграничных организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой.
Задачи на внешнем направлении
противодействия политическому
экстремизму должны органически
вписываться в общую
В этой связи важным элементом
реализации государственной политики
на рассматриваемом направлении
является сохранение и развитие деловых
связей, многостороннего сотрудничества
между российскими
Поддержание контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья является проявлением внешних функций Российской Федерации, в частности таких из них, как:
— участие в защите
международной безопасности от акций
политического экстремизма, сотрудничество
с другими государствами в
области противодействия
— предотвращение угрозы политического экстремизма из дальнего и ближнего зарубежья, недопущение перерастания региональных конфликтов и войн из ближнего зарубежья на территорию Российской Федерации;
— поддержание тесного сотрудничества с другими государствами, прежде всего с СНГ, по вопросам совместного противодействия акциям международного терроризма;
— участие в предотвращении и пресечении международных конфликтов, представляющих угрозу международной и национальной безопасности;
— оказание помощи иностранным государствам, международным правоохранительным органам и спецслужбам в поимке преступных элементов, совершивших экстремистские акции международного характера и скрывающихся на территории России;
— участие в международной правотворческой деятельности по проблемам борьбы с экстремизмом и другие.
Действия государственных органов должны быть адекватными по их содержанию и активности акциям политического экстремизма. Это положение имеет чрезвычайно важное значение для организации деятельности государственных структур в данном направлении. Его игнорирование приведет к оказанию воздействия на отдельные стороны или элементы политического экстремизма, что, в свою очередь, создаст условия для его выживания, восстановления через определенный промежуток времени утраченных им позиций. Поэтому одним из первых и основных требований является нацеленность государства, его компетентных структур на борьбу с явлением, а не с отдельными его формами и проявлениями.
Взаимодействие с субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, координации деятельности антитеррористических сил для достижения согласованности их действий.
Выводы: Государственное противодействие политическому и религиозному экстремизму должно заключаться в системной и последовательной разработке и применении эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе. Для того чтобы осуществлять такую политику, необходим четкий общепринятый научный понятийный аппарат в этой сфере, комплексная правовая база, понимание механизмов проникновения в политику националистических идей, препятствующих реализации эффективной национальной политики и являющихся источником политического и религиозного экстремизма.
Борьба с ними возможна только в рамках единой общегосударственной системы, в концентрации сил противодействия, включая все силовые структуры, информационные, политические и идеологические ресурсы.
Список использованных источников и научной литературы
1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" с изм. от 08 ноября 2011 г. // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
2. Луков В.В. Международный терроризм: Новые подходы российских ученых (об актуальных проблемах общественного противодействия). Учебник / М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 328.
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" с изм. от 29 апреля 2008 г. // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
4. Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Монография, М.: ИСПИ РАН, 1997. С. 394.
5. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83-92.