Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:56, реферат
Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.
Понятие государственной службы
Виды государственной службы
Принципы функционирования
Заключение
Библиографический список
Федерации регламентируются их конституциями и иными правовыми актами; в- четвертых, Конституция Российской Федерации не исключает издания федеральными органами актов по вопросам государственной службы в субъектах Российской Федерации. Например, на государственных служащих субъектов Российской Федерации распространяется, за установленными исключениями действие трудового законодательства, находящегося, как известно, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В таком же ведении находится установление общих принципов организации органов государственной власти, которому могут сопутствовать вопросы государственной службы в соответствующих органах. Закон Российской Федерации об основах государственной службы является, в сущности, «стержневым», ибо содержит по определенным вопросам нормы, которые обязаны соблюдаться при регламентации и функционировании государственной службы также в субъектах Российской Федерации. Например,
понятие служащего, квалификационные требования к нему, ограничения при прохождении им государственной службы и т.д.
В настоящее время важные полномочия в области государственной службы субъектов Российской Федерации осуществляются на федеральном уровне. Например, Указом Президента Российской Федерации установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администраций субъектов Российской Федерации; Законом Российской Федерации о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации предусмотрены основания для досрочного прекращения ее полномочий. Следовательно, решение кадровых вопросов относится не только к правоохранительным органам, о чем имеется прямое указание в Конституции Российской Федерации, но и к другим органам субъектов Российской Федерации.
Однако с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов Российской Федерации находится в их ведении.
В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в главу Конституции Российской Федерации «Судебная власть» является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы. Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др.
Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.
Принципы функционирования
1.Основными принципами
построения и функционирования
системы государственной
федерализм, обеспечивающий
единство системы государственной
службы и соблюдение конституционного
разграничения предметов
2. Реализация принципов построения и функционирования
системы государственной службы обеспечивается
федеральными законами о видах государственной
службы. Указанными федеральными законами
могут быть предусмотрены также другие
принципы построения и функционирования
видов государственной службы, учитывающие
их особенности.
Данные принципы - это основополагающие
начала, которыми следует руководствоваться
при более конкретном правовом регулировании
государственной службы. Все эти принципы
носят конституционно-правовой характер,
что обеспечивает их стабильность и неукоснительное
соблюдение при регулировании государственной
службы. Кроме того, нормативно установленные
принципы помогают правоприменителю в
сложных случаях - при возникновении коллизий
и лакун. Являясь "руководством к действию",
нормативные принципы позволяют понять
конституционную природу и точный смысл
конкретной нормы права, выявить, какая
из конкурирующих норм имеет приоритет
и подлежит применению в конкретном случае.
В качестве основного принципа построения
и функционирования системы государственной
службы указан федерализм. Конституционной
предпосылкой данного принципа выступает
целый ряд статей Основного закона РФ.
Здесь можно отметить и ч. 1 ст. 1, ст. 5 о
федеративном устройстве России, и ст.
11 об осуществлении государственной власти,
и п. "к" ст. 72, согласно которому административное
законодательство, в том числе и законодательство
о государственной службе, находится в
совместном ведении РФ и ее субъектов,
и ряд других конституционных норм.
Принцип федерализма нашел отражение
уже в первых статьях. Так, согласно ст.
1 Закона государственная служба Российской
Федерации призвана обеспечить исполнение
полномочий Российской Федерации; федеральных
государственных органов; субъектов Российской
Федерации; органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, иных
государственных органов субъектов Российской
Федерации; лиц, замещающих должности,
устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными
законами для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных
органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые
конституциями, уставами, законами субъектов
Российской Федерации для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов субъектов Российской Федерации.
В последующих статьях также отражена
двухуровневая - Российская Федерация
и ее субъекты - система организации и
функционирования института государственной
службы.
Принцип законности означает, что построение
и функционирование системы государственной
службы должны осуществляться в полном
соответствии с действующими нормативными
правовыми актами Российской Федерации
и правовой системой субъектов Российской
Федерации.
Принцип приоритета прав и свобод человека
и гражданина, их непосредственное действие,
обязательность их признания, соблюдения
и защиты вытекают из ст. 2, 3, 17, 18 Конституции
РФ. Среди них необходимо особо выделить
ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Конституции РФ. Согласно
ст. 2 человек, его права и свободы являются
высшей ценностью; ч. 1 ст. 3 устанавливает,
что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Закрепление принципа равного доступа
граждан к государственной службе обусловлено
прежде всего ч. 2 ст. 6 и ст. 17 - 19 Основного
закона России, в которых последовательно
раскрывается конституционный принцип
равенства прав и обязанностей граждан.
Не следует забывать и ч. 1 ст. 37 Конституции
РФ, гарантирующую свободу труда, свободу
распоряжения своими способностями к
труду, свободу выбора рода деятельности
и профессии. Реализуя принцип равного
доступа к государственной службе, российский
законодатель установил единый для всех
граждан порядок поступления на государственную
службу, ее прохождения и прекращения
(см. ст. 12 и комментарий к ней).
Принцип единства правовых и организационных
основ государственной службы означает
законодательное закрепление единого
подхода к организации государственной
службы. Данный принцип непосредственно
связан с принципом равного доступа граждан
к государственной службе.
Принцип взаимосвязи государственной
службы и муниципальной службы с можно
найти в ст. 14 Закона, согласно п. 2 в которой
периоды замещения выборных муниципальных
должностей, замещаемых на постоянной
основе, и муниципальных должностей муниципальной
службы включаются в стаж (общую продолжительность)
государственной службы.
Принцип открытости государственной службы
и ее доступности общественному контролю,
объективного информирования общества
о деятельности государственных служащих
является существенной проблемой российского
государственного аппарата. Именно поэтому
в настоящее время разрабатываются законопроекты
(в частности, проект Федерального закона
"Об административных процедурах"),
регламентирующие порядок раскрытия и/или
предоставления информации о деятельности
органов государственной власти и государственных
служащих.
Принцип профессионализма и компетентности
государственных служащих является необходимым
условием нормального и эффективного
функционирования государственного аппарата.
Именно поэтому действующее законодательство
о государственной службе предъявляет
особые требования к лицам, претендующим
на должность государственного служащего,
предусматривает необходимость проведения
конкурсов, аттестации, сдачи квалификационных
экзаменов. Все эти меры направлены на
обеспечение и повышение профессионализма
и компетентности государственных служащих.
Принцип защиты государственных служащих
от неправомерного вмешательства в их
профессиональную служебную деятельность
как государственных органов и должностных
лиц, так и физических и юридических лиц
носит многоплановый характер.
Применительно к неправомерному вмешательству
со стороны госорганов необходимо помнить
нормативные положения ст. 10 Конституции
РФ, согласно которой государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы государственной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Это, в частности, означает, что в повседневной
деятельности Верховный Суд РФ не вправе
по своему усмотрению вмешиваться в деятельность
Правительства РФ, хотя в ряде случаев
такое вмешательство предусмотрено действующим
законодательством. Однако в последнем
случае будет иметь место правомерное
вмешательство в деятельность Правительства
РФ. Аналогично должны быть независимы
при осуществлении своей компетенции
и законодательная власть, с одной стороны,
и судебная - с другой.
Другая сторона рассматриваемого принципа
заключается в самостоятельности при
осуществлении властных полномочий различных
по своему правовому статусу государственных
органов в рамках одной ветви власти, например,
исполнительной. Речь идет о невмешательстве,
скажем, Министерства внутренних дел РФ
в деятельность Правительства РФ. Однако
и в этом случае действие рассматриваемого
принципа сопряжено с некоторыми законными
ограничениями. В последнем случае речь
будет идти уже о правомерном вмешательстве
одних государственных органов в деятельность
других.
Заключение
Принципы государственной
Принципы государственной
Современный законодатель не дает определения
принципам государственной
Принципы государственной
Список использованной литературы
1. Конституция Российской
2. Комментарий к Федеральному
закону «Об основах
3. Комментарий к Федеральному
Закону «О системе
4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлова Ю.М. Административное право РФ: Учебник. М.: Зерцало, 2002.
5. Н.Ю. Назаренко. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2007.
6. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.