Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:57, доклад

Описание

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Государственная собственность.docx

— 21.58 Кб (Скачать документ)

Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

На базе имущества, находящегося в государственной  собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.

Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Управление государственной  собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими  законодательными актами, регулирующими  имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство  по отношению к государственной  собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной  собственностью играет система федеральных  органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации  государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением  функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной  собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость  квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть  своих полномочий по управлению государственной  собственностью федеральным органам  исполнительной власти. Важные функции  управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных  отношений Российской Федерации.

В рамках действующих  законов и других нормативных  актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной  собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную  структуру управления коммерциализированным  сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования  при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих  задач ресурсного обеспечения государственных  предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии  научного и кадрового обеспечения  управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство  процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции  управления государственной собственностью должны четко распределяться между  органами управления федерального, регионального  и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается  при этом значимость объектов собственности  для России в целом, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием  является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Управление государственной  собственностью означает прежде всего  управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства  в необходимом масштабе и качестве.

Многое предстоит  сделать по дальнейшему совершенствованию  функционирования акционерных обществ  с государственным капиталом. Это  чрезвычайно актуально, поскольку  акционерные государственные крупные  корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики.

Перспективным путем  разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным  капиталом. Одной из важных задач  совершенствования организации  управления государственной собственностью является формирование эффективного института  представителей государства в акционерных  обществах с государственным  капиталом. Существуют и другие направления  совершенствования управления воспроизводством государственной собственности  в акционерных обществах с  государственным капиталом, функционирующих  на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких  функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др.

В Конституции РФ вопросы собственности затрагиваются  в ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно  это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной  собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения  РФ, разграничении государственной  собственности как предмете совместного  ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность  в России неоднородна. Выделяются два  ее уровня - федеральная собственность  и государственная собственность  субъектов Федерации. Государственное  имущество может быть закреплено за государственными предприятиями  и учреждениями в хозяйственное  ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и  субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к  определению управления государственной  собственностью. Так, под управлением  государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной  собственности.

Законодательство  субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как  правило, исключаются из предмета регулирования  бюджетные отношения, отношения, связанные  с использованием памятников истории  и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной  собственности, называет государственные  органы, полномочные ею управлять, описывает  формы управления собственностью и  общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность  играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической  стабильности и позволяет ему  выполнять свои социальные функции:

- государственная  собственность создает материальные  предпосылки для обеспечения  устойчивого воспроизводства общественного  капитала. Это становится возможным  потому, что государству, как правило,  принадлежат отрасли и сферы  экономики, имеющие общенациональное  значение, ключевые отрасли производственной  инфраструктуры. Государство нередко  является собственником важнейших  природных ресурсов, интеллектуальных  и историко-культурных ценностей.  Оно финансирует фундаментальную  науку, разработку и внедрение  высоких технологий, ему принадлежит  значительная часть информационной  продукции и т.д.;

- она позволяет  государству быть самостоятельным  элементом в экономических правоотношениях  с другими субъектами собственности  внутри страны и за рубежом,  является гарантом многих международных  и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового  права;

- государственная  собственность обеспечивает функционирование  капиталоемких отраслей, производств  и сфер экономики, имеющих высокий  уровень обобществления и требующих  таких капиталовложений, которые  не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная  информационная связь, экономическая  безопасность и т.д.);

- государство создает  благоприятные условия для развития  частного предпринимательства, принимая  на себя долю издержек в  тех сферах деятельности, которые  не выгодны последнему.

- государственная  собственность обеспечивает функционирование  некоммерческой социальной сферы  и производство общественных  благ; национальную безопасность;

- она позволяет  сглаживать удары кризисов, мобилизуя  ресурсы на быстрейший выход  из них путем сниженияналогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.


Информация о работе Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления