Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:27, доклад

Описание

. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ.docx

— 20.26 Кб (Скачать документ)

. Государственное  регулирование инновационной деятельности  в РФ

Общая законодательная  база правового регулирования инновационной  деятельности включает: 

- Конституцию Российской  Федерации;

- Гражданский кодекс  РФ;

- Уголовный кодекс  РФ (в части уголовной ответственности  за нарушение прав интеллектуальной  собственности);

- Федеральный закон  от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;

- Федеральный закон  от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии  в международном информационном  обмене»;

- Федеральный закон  от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О  техническом регулировании»;

- Патентный закон  от 23 сентября № 3517-1 (в ред.  от 7 февраля 2003 г.)'[1];

- Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой  охране топологий интегральных  микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных  достижениях».

 

Государственное регулирование  экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики  роль государства как основного  участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.

В настоящее время  государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных  исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в  странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны [10, с.43].

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики  сегодня является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров, работ и  услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной  деятельности. В этих условиях государство  должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной  деятельности.

К основным функциям государственного регулирования инновационной  сферы являются:

· аккумулирование  средств на научные исследования и инновации;

· координация инновационной  деятельности;

· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных  рисков, введение государственных санкций  за выпуск устаревшей продукции;

· создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

· кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

· формирование научно-инновационной  инфраструктуры;

· институциональное  обеспечение инновационных процессов  в отраслях государственного сектора;

· обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

· повышение общественного  статуса инновационной деятельности;

· региональное регулирование  инновационных процессов;

· регулирование  международных аспектов инновационных  процессов [6, с.47].

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности Б.А. Райзберг относит следующие:

· прямое финансирование;

· предоставление индивидуальным изобретателям и  малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

· снижение государственных  патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

· отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

· реализацию права  на ускоренную амортизацию оборудования;

· создание сети технополисов, технопарков и т.д.[]

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

· содействие повышению  инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной  продукции на основе освоения научно-технических  достижений и обновления производства;

· ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

· сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма;

· содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства [2, с.27].

Центральное место  в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные  ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные  цели или на обеспечение инновационной  составляющей инвестиций многоцелевого  характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства  возможно создание специализированных государственных холдинговых и  инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Без государственной  поддержки и масштабных бюджетных  затрат еще никому не удавалось создать  серьезную науку и передовую  технику. Эти затраты многократно  окупятся в последующем и, в конечном счете, именно они предопределят  успех намечаемых в России социально-экономических  преобразований. Заметный шаг в этом направлении предполагается сделать  в 2006г. - на науку выделяется почти 72,5 млрд. руб., что на 27% больше, чем в 2008г. Их них Российская академия наук получит 25,3 млрд. руб. Это сумма превысит уровень 2008г. более чем на 6 млрд. руб. Доля бюджетных затрат составит в 2006г.52%, а к 2008г. поднимется до 58%. Приоритет  отдается фундаментальным исследованиям [19, с.9].

Государственная поддержка  инновационной деятельности частного сектора может осуществляться на взаимовыгодных условиях и в случаях  освоения частным сектором научно-технических  результатов, имеющих важное значение для государства. Сложнее обстоит дело с инновациями, создаваемыми за счет бюджета. Прежде всего, это технологии, необходимые для удовлетворения публичных интересов и обеспечения национальной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды и др., в освоение которых частный сектор, как правило, не инвестирует. В связи с этим проблема производственного освоения таких инноваций чрезвычайно актуальна для государства. При решении этой задачи государство должно умело использовать присущие ему функции и как политической организации власти, и как хозяйствующего субъекта. То есть государственное регулирование инновационной деятельности должно содержать как прямое (директивное), так и косвенное (с применением экономических рычагов и стимулов) воздействие.

Основной правовой формой государственного регулирования  инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная  деятельность в России еще не имеет  должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего  понятие, виды инноваций, порядок осуществления  инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации  и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Как известно, инновационная  деятельность включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной  деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в  области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи  с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные  акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие  изменения и дополнения. В их числе  Патентный закон РФ, законы « О  товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров». На обсуждении в Государственной  думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве  и смежных правах».

Что касается второго  этапа инновационной деятельности, то ее правовое регулирование осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие  в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ [12, с.61].

Рассматривая государственное  регулирование инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно  выделить следующие особенности:

· выявлено 16 субъектов  РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной  сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью  на территории;

· основная цель управления в большинстве случаев формулируется  как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;

· основной механизм управления и стимулирования - это  государственный заказ на инновационную  продукцию, финансирование из бюджета  инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования [20, с.63].

Организационный механизм государственного регулирования инновационной  деятельности обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает  условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают  органы государственной власти (центральные  и местные), предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.

Структура механизма  государственного регулирования инновационных  процессов представлена в Приложении 3.

Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие  Отдел науки и образования  аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

Органы законодательной  власти РФ - Государственная Дума и  Совет Федерации имеют право  инициирования законов в сфере  научно-технической и инновационной  деятельности. В обеих палатах  функционируют соответствующие  комитеты - Комитет Госдумы по образованию  и науке и Комитет Совета Федерации  по науке, культуре и образованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств  и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической  политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных  научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР  общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления  инвестиционной политики, в том числе  меры по стимулированию инновационной  активности.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной  политики и аудит использования  финансовых ресурсов.

В целом можно  сказать, что государство выступает  не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И  это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.


Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности