Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:57, реферат
Целью данной работы является: дать понятие «государственный контроль» и его сущность; раскрыть классификацию видов государственного контроля; дать подробную характеристику видов государственного контроля.
Введение…………………………………………………………….. 3
1. Понятие, сущность и классификация видов
государственного контроля………………………………….... 3
2. Контроль Президента РФ…………………………………….... 6
3. Контроль органов законодательной власти
(парламентский контроль)……………………………………... 9
4. Контроль органов исполнительной власти………………….. 11
5. Судебный контроль…………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………… 16
Список литературы………………………………………………... 18
ВВЕДЕНИЕ
Контроль над исполнением законов Российской федерации, указов, распоряжений и поручений главы государства, принятых в их исполнение постановлений и распоряжений Правительства, а также нормативных правовых актов судебных органов, органов власти субъектов Российской федерации (нормативно-правовых актов составляет неотъемлемую часть системы управления).
Государственный контроль понимается как форма государственной власти, обеспечивающая проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил. Когда речь идёт о государственном контроле, акцент в первую очередь, должен делаться, но то, какие органы определены в качестве субъектов контроля, в какой мере объекты контроля выполняют своё социальное назначение, обеспечивают стабильное функционирование государства и общества, общенациональные интересы.
Целью данной работы является: дать понятие «государственный контроль» и его сущность; раскрыть классификацию видов государственного контроля; дать подробную характеристику видов государственного контроля.
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров[1].
Государственный контроль, как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определённые приёмы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности[2].
Сущность государственного контроля состоит в том, что это:
Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Существуют различные основания для классификации видов государственного контроля:
а) Общий государственный контроль заключается в систематической проверке соответствия решений и действий подконтрольного объекта государственной дисциплины, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствование таких решений. Характерные черты общего контроля: охватывает всю деятельность подконтрольных органов; осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю органами (например, Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов Российской Федерации). Общий контроль выполняет функцию предупреждения правонарушений и служит основой для проведения специального контроля.
б) Специальный государственный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта, органами, в содержании полномочий которых проверка определённого вида деятельности (например, валютно-экспортный контроль).
2)
В зависимости от положения
контролирующего субъекта
а) Внешний государственный контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Отсюда трудности контроля, так как подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.
б) Внутренний государственный контроль. Осуществляется собственными силами подконтрольного органа (руководителем органа, специализированным контрольно-ревизионным органом).
3) В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен:
а) Предварительный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия (например, перед регистрацией политической партии).
б) Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа (например, предприятий общественного питания санитарно-эпидемиологическим требованиям).
в) Последующий
4) В
зависимости от характера
а) контроль Президента
б) контроль органов
в) контроль органов
г) Судебный контроль.
Данный
пункт исходит из установленного
Конституцией Российской федерации разделения
государственной власти на самостоятельные
ветви и разграничения предметов ведения
и полномочий между Российской Федерацией
и её субъектами, и указывает на основные
виды государственного контроля, поэтому
требует более подробного рассмотрения.
2. Контроль Президента российской федерации
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю над деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ.
Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:
Непосредственный контроль Президента РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства РФ, он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб, назначает представителей в иностранных государствах, высшее командование Вооружённых сил РФ и др.
Согласно ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. В соответствии со ст.83 Конституции РФ Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством РФ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Вторая форма президентского контроля осуществляется через соответствующие президентские структуры, главным образом через Администрацию Президента Российской федерации.
В соответствии с Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ от 6 апреля 2004г. №490 она формируется, в том числе для осуществления контроля над исполнением решений Президента РФ. Одной из главных функций Администрации Президента РФ является осуществление контроля над исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ.
Важным звеном в системе Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ, которое является самостоятельным подразделением данной системы. Руководство деятельностью Управления осуществляет помощник Президента РФ – начальник Контрольного управления Президента РФ, который назначается на должность и освобождается от неё Президентом.
Контрольное управление как подразделение Администрации Президента:
Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и её субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения от должности[3].
Главные направления деятельности Управления – обеспечение президентского контроля над деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельностью; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание уделяется исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность.
Важную роль в осуществлении президентских контрольных полномочий принадлежит полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах. Полномочный представитель Президента в федеральном округе представляет Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивает там реализацию конституционных полномочий главы государства. Полномочный представитель входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчинён и подотчётен Президенту РФ.
Полномочный представитель наделён необходимыми
полномочиями для выполнения своих ответственных
задач. Он вправе запрашивать и получать
необходимые сведения, документы и материалы
от федеральных и региональных органов
власти, участвовать в работе органов
исполнительной власти региона и др. Посредством
института полномочного представительства
обеспечивается дополнительное усиление
исполнительной власти, контроль в регионах
за выполнением федеральных законов, указов
и распоряжений Президента РФ. По результатам
контроля полномочный представитель готовит
и представляет Президенту аналитические
и иные материалы об экономических, социальных
и политических процессах в соответствующем
регионе и вносит ему свои предложения.
По предложению полномочного представителя
Президент приостанавливает действие
актов органов исполнительной власти
субъектов Федерации, если они противоречат
Конституции РФ, федеральным законам или
нарушают права и свободы человека и гражданина.
Полномочный представитель также вносит
в Контрольное управление Президента,
соответствующие федеральные органы исполнительной
власти, а также главам исполнительной
власти субъектам Федерации представления
в случае нарушения, неисполнения или
ненадлежащего исполнения территориальными
органами исполнительной власти субъектов
РФ федеральных законов, указов и распоряжений
Президента РФ, а также вступивших в силу
решений суда.
3.
Контроль органов законодательной
власти (парламентский
контроль)
Существует механизм контроля
со стороны Федерального