Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
-исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
-изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
-охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования.
Введение
Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации
1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования
1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования
Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования
2.1 Новые полномочия органов управления образованием
2.2 Особенности экспертизы и лицензирования
2.3 Контроль над образовательной деятельностью
2.4 Правовые последствия образовательных нарушений
2.5 Контроль качества образования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Государственный контроль и надзор в сфере образования
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
Образование сегодня является одним из приоритетных направлений в реформировании социально ориентированных сегментов государственной (публичной) деятельности. "Вектор" этих процессов направлен на оптимизацию общественных отношений, реализующих основные элементы общественно-управленческих механизмов обеспечения эффективной деятельности образовательных учреждений.
Основой соответствующих преобразований служат элементы построения государственной системы контроля и надзора в сфере образования. Нормативную основу преобразований представляет Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ, которым вносятся изменения и дополнения в действующее образовательное законодательство (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"1 и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"2), в части компонентов (процедур) оценки и контроля качества образования.
В ходе подготовки и написании данной курсовой работы были использованы Федеральные законы, постановления Правительства РФ, учебные пособия по «Административному праву», а также научные статьи из юридических журналов.
Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений3.
К основным функциям Министерства образования и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки4.
Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки является осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.
Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)5. Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций.
К
функциям Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
относится организация
Федеральная служба подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.
Помимо представителей налоговой или трудовой инспекций, милиции, санэпиднадзора и других ведомств, контролирующих всех предпринимателей, к бизнесмену, деятельность которого связана с образованием, могут прийти проверяющие из службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Правила подобных проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116. В дополнение Рособрнадзор выпустил методические рекомендации по проведению камеральных (письмо от 4 июля 2008 г. N 01-298/09-1) и выездных проверок (письмо от 4 июня 2008 г. N 01-251/09-01). В приложениях к названым письмам приводятся бланки всех документов, которые оформляются в ходе контроля (приказ, уведомление, заявка, план-задание, предписание и др.)6.
Проверка в области образования - это комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству РФ в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов7. Исходя из этого в ходе проверки8:
- устанавливается соответствие нормативных правовых и локальных актов проверяемого учреждения обязательным для исполнения требованиям законодательства РФ в области образования;
-
определяется соответствие
-
выявляются нарушения и
- вырабатываются предложения по принятию мер по устранению выявленных нарушений.
Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливают Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116) (с изменениями от 4 февраля 2008 г.).
Контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки информацию о своей деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере образования по форме, устанавливаемой этой Службой.
В целях осуществления надзора Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами.
Контроль и надзор
в сфере образования
а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;
Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере образования