Государственный контроль и надзор в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
-исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
-изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
-охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования.

Содержание

Введение

Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации
1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования
1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования
Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования
2.1 Новые полномочия органов управления образованием
2.2 Особенности экспертизы и лицензирования
2.3 Контроль над образовательной деятельностью
2.4 Правовые последствия образовательных нарушений
2.5 Контроль качества образования
Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат бе.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный контроль и надзор в сфере образования

 

      Содержание 

Введение

Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации

1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования

1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования

Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

2.1 Новые полномочия органов управления образованием

2.2 Особенности экспертизы и лицензирования

2.3 Контроль над образовательной деятельностью

2.4 Правовые последствия образовательных нарушений

2.5 Контроль качества образования

Заключение

Список  использованных источников и литературы 

 

      Введение 

     Актуальность  темы исследования. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

     Содержание  образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

     В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

     Образование сегодня является одним из приоритетных направлений в реформировании социально  ориентированных сегментов государственной (публичной) деятельности. "Вектор" этих процессов направлен на оптимизацию общественных отношений, реализующих основные элементы общественно-управленческих механизмов обеспечения эффективной деятельности образовательных учреждений.

     Основой соответствующих преобразований служат элементы построения государственной  системы контроля и надзора в  сфере образования. Нормативную  основу преобразований представляет Федеральный  закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ, которым  вносятся изменения и дополнения в действующее образовательное законодательство (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"1 и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"2), в части компонентов (процедур) оценки и контроля качества образования.

     Целью настоящего исследования является системный  анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере  образования.

     Исходя  из поставленной цели, задачами работы являются:

     -исследовать  систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;

     -изучить  и проанализировать правила контроля  и надзора в сфере образования;

     -охарактеризовать  изменения в законодательстве  об образовании в части элементов  системы государственного контроля и надзора в сфере образования.

     В ходе подготовки и написании данной курсовой работы были использованы Федеральные законы, постановления Правительства РФ, учебные пособия по «Административному праву», а также научные статьи из юридических журналов.

 

     Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации

     1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования

 

     Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.

     В субъектах Российской Федерации  создаются органы управления образованием.

     Министерство  образования и науки Российской Федерации является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений3.

     К основным функциям Министерства образования  и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки4.

     Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки является осуществление  надзора и контроля за исполнением  законодательства Российской Федерации  в области образования, науки, научно-технической  деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

     Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)5. Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций.

     К функциям Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки  относится организация государственной  аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

     Федеральная служба подтверждает, признает и устанавливает  эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

     1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования

 

     Помимо  представителей налоговой или трудовой инспекций, милиции, санэпиднадзора и  других ведомств, контролирующих всех предпринимателей, к бизнесмену, деятельность которого связана с образованием, могут прийти проверяющие из службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

     Правила подобных проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116. В дополнение Рособрнадзор выпустил методические рекомендации по проведению камеральных (письмо от 4 июля 2008 г. N 01-298/09-1) и выездных проверок (письмо от 4 июня 2008 г. N 01-251/09-01). В приложениях к названым письмам приводятся бланки всех документов, которые оформляются в ходе контроля (приказ, уведомление, заявка, план-задание, предписание и др.)6.

     Проверка  в области образования - это комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству РФ в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов7. Исходя из этого в ходе проверки8:

     - устанавливается соответствие нормативных правовых и локальных актов проверяемого учреждения обязательным для исполнения требованиям законодательства РФ в области образования;

     - определяется соответствие деятельности  учреждения и его обособленных  структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;

     - выявляются нарушения и недостатки  в деятельности организации, в  том числе причины нарушения  законодательства РФ в области  образования;

     - вырабатываются предложения по  принятию мер по устранению  выявленных нарушений.

     Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливают Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116) (с изменениями от 4 февраля 2008 г.).

     Контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

     Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в  Федеральную службу по надзору в  сфере образования и науки  информацию о своей деятельности по осуществлению контроля и надзора  в сфере образования по форме, устанавливаемой этой Службой.

     В целях осуществления  надзора Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами.

     Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем9:

     а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

     б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;

Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере образования