Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 23:23, реферат
Введение………………………………………………………………………………………3
Статус субъекта административного права…………………………………….5
Основы административно-правового статуса гражданина РФ….12
Заключение………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………….21
Введение………………………………………………………………………………………3
Статус субъекта административного права…………………………………….5
Основы административно-правового статуса гражданина РФ….12
Заключение………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………….21
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Филиал
г.Вологда
Факультет «ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Специальность: ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Административное право
Граждане как субъекты административного права.
Выполнила:
Студентка 3 курса
Гадалкина Е.В.
г. Вологда,
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Статус субъекта
административного права…………………
Основы административно-
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………….21
Введение
Административное право представляет собой одну из самых сложных и объемных отраслей российского права. Его с полным основанием можно характеризовать как центральную отрасль права, так как административно-правовыми нормами регулируется самый большой круг складывающихся общественных отношений.
Одним из самых разработанных институтов данной отрасли является институт субъектов административного права. Исследование данного института является основной целью моей работы.
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
Под субъектом административного права традиционно понимается лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства) или организация (государственная или негосударственная), которые могут являться участниками (сторонами) регулируемых нормами административного права общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления. Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения1.
Характеризуя субъекты административно-правовых
отношений, я также буду использовать
понятие «административно-правовой статус»,
которое включает в себя совокупность
прав, обязанностей, гарантий реализации
прав и ответственности за нарушение обязанностей.
Административно-правовой статус конкретного
участника правоотношений представляет
собой неотъемлемый элемент общего правового
статуса данного субъекта, сочетается
со статусами, устанавливаемыми нормами
иных отраслей права, например гражданского,
семейного, трудового, во многих случаях
выступая в качестве приоритетного.
Статус субъекта
административного права.
Для всех отраслей права понятие «статус субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты. Поэтому данное понятие имеет различное содержание со своими специфическими отраслевыми особенностями. Думается, однако, что для углубленного осмысления указанных особенностей целесообразно обратиться к анализу положений общей теории права, чтобы через их призму рассмотреть обозначенный юридический феномен, играющий важную роль в формировании нормативной основы любой отрасли права.
В юридических источниках конца XIX - начала XX в. понятие «субъект права» употреблялось лишь для обозначения «носителя субъективных прав». «Слово «субъект» в применении к юридическому отношению, - писал Г.Ф. Шершеневич, - употребляется в двояком значении. Говорят о субъекте юридического отношения, понимая его или с активной стороны, как носителя права, или с пассивной стороны, как носителя обязанности. Чаще же говорят о субъекте права, имея в виду только того участника юридического отношения, которому принадлежит в нем право»2. Субъектом права называется всякий, развивал эту же мысль Е.Н. Трубецкой, кто способен иметь права, независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет3.
В отечественной юридической литературе, как правило, не проводится принципиальное отличие между понятиями «субъект права» и «субъект правоотношения». Так, С.Ф. Кечекьян отмечал, что под «субъектом права следует понимать: а) лицо, участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении»4. По сути дела, аналогичные положения содержатся в работах Р.О. Халфиной и других авторов, которые делают вывод о том, что понятие "субъект правоотношения" является более узким, чем понятие "субъект права", поскольку носитель прав и обязанностей может и не быть участником конкретного реального правоотношения.
Видимо, можно частично согласиться с позицией А.Ю. Якимова, который полагает, что речь идет о разнопорядковых явлениях: субъект права - правовая категория, в общем виде определяющая тех лиц, на кого распространяется действие тех или иных норм, причем с различной степенью детализации; субъект правоотношения - персонально индивидуализированное лицо, участвующее в соответствующем правоотношении5.
Д.Н. Бахрах подчеркивает, что «субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений и в общем кругу тех и других совпадает»6.
По мнению А.Б. Агапова7, участниками (субъектами) административно-правовых отношений являются лица, наделенные административной право- и дееспособностью.
Аналогичная точка зрения высказывается и в последних работах, посвященных вопросам теории государства и права. Так, Н.И. Матузов утверждает, что понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны8, а М.Н. Марченко констатирует, что в современной юридической литературе указанные понятия чаще всего используются в качестве синонимов9.
Таким образом, в отечественной юридической науке превалирует точка зрения, что понятие "субъект права" нужно трактовать следующим образом: это реальный (а не абстрактный) носитель субъективного права (равно и обязанности). Существует ли принципиально отличный подход к решению вопроса о том, что есть субъект права?
Да, но в свое время он подвергался резкой критике. В этой связи представляется уместным привести суждение Л.С. Явича о том, что для советской юридической науки характерен подход, в соответствии с которым субъектами права являются вполне реальные участники общественных отношений - отдельные люди или соответствующие коллективы (общности, комплексы, организации), в то время как буржуазная юриспруденция обычно рассматривает понятие субъекта права как чисто юридическую конструкцию, порожденную самим правом (К. Савиньи, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, Э. Дженкс, Г. Кельзен и др.)10.
По мнению С.И. Архипова, одной из главных причин, по которой данный подход оказался господствующим, было то, что ни правопорядок царской России, ни советская правовая система не предполагали личность, индивида в качестве исходного начала, творца права. Хотя в российской юридической науке конца XIX - начала XX в. сформировалось мощное либеральное течение, в рамках которого личность получила признание в качестве высшей правовой ценности, однако в теории права это признание не получило адекватного закрепления.
Современная российская юридическая наука после переломного периода 90-х годов, связанного с разрушением оснований теории социалистического права, начинает возвращаться к истокам российского правового либерализма и гуманизма, к тем идеям, которые сформировались в рамках указанного течения. Исходя из этих идей, можно утверждать, что не субъект права является принадлежностью правовых отношений, а, наоборот, правовые отношения и связи являются принадлежностью субъекта права, его атрибутами. Субъект - это та ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения11.
Любопытно, что, отрицая приведенную «буржуазную» точку зрения, советские ученые-юристы в некотором смысле были «вынуждены» становиться на эту позицию. Так, применительно к системе субъектов советского административного права их делили на группы, которые, судя по их обобщенному наименованию, фактически являются правовой абстракцией. Например, Ц.А. Ямпольская выделяла такие группы субъектов, как органы государства и их агенты; общественные организации и их органы; советские граждане.
Признавая возникающие сложности при отождествлении понятий «субъект права» и «субъект правоотношения», академик РАН В.С. Нерсесянц подчеркивает, что не следует смешивать абстрактного субъекта объективного права (абстрактного участника абстрактного правоотношения) и конкретного, индивидуально-определенного субъекта права (участника конкретного правоотношения)12.
У авторов учебника "Теория государства и права" В.М. Корельского и В.Д. Перевалова находим: «Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей»13.
Между тем абстрактный характер нормы права, в которой реальная жизнь низведена до всеобщих правовых требований, порождает и абстрактное понимание субъекта правоотношения14. Таким образом, под субъектом права целесообразно понимать абстрактное лицо, предусмотренное правовыми нормами, которое наделено определенным объемом абстрактных юридических прав и обязанностей.
Отсутствие в общей теории права единого критерия дифференциации субъектов права обусловило многообразие их классификаций, что, естественно, не прибавило ясности и в данном вопросе. Например, В.М. Сырых выделяет «три большие группы субъектов права: физические лица, организации и социальные общности. В первую группу входят граждане, иностранцы, лица без гражданства. В число организаций входят государственные органы, государственные учреждения и предприятия, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и хозяйственные организации. Группа социальных общностей состоит из таких субъектов права, как народ, нация, народность, население региона и трудовой коллектив. Особым субъектом права выступает само государство»15. Невозможно согласиться с такой точкой зрения. Следуя логике автора, получается, что государство - это настолько особый субъект права, что он не входит ни в одну из предложенных самим же автором групп и тем самым выпадает из общей классификации.
Другая классификация предлагается М.Н. Марченко. Автор полагает, что «субъектами права могут быть физические (частные) лица и юридические лица. К физическим лицам относятся все граждане (при монархическом строе - подданные), иностранцы и лица без гражданства. В качестве юридических лиц - субъектов права, участников гражданско-правовых отношений - выступают государственные и общественные организации и учреждения». Очевидно, что в позиции автора превалирует гражданско-правовой аспект, и поэтому государство, его органы как участники административно-правовых отношений в данной классификации попросту не участвуют.
Существует и третья точка зрения, согласно которой все субъекты права подразделяются на индивидуальных и коллективных. Ее разделяют академик РАЕН В.В. Лазарев16 и авторы учебника "Теория государства и права" - Н.И. Матузов и А.В. Малько17. Видный ученый в области административного права Д.Н. Бахрах также считает данный вариант наиболее удачным18.
Целая плеяда ученых-административистов, таких, как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.Ю. Хаманева, выделяет следующих субъектов административного права: органы (должностные лица) исполнительной власти, органы (должностные лица) местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, граждане19. Приведенное деление субъектов административного права - наиболее распространенное, но не единственное.
Информация о работе Граждане как субъекты административного права