Характеристика процессов памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:16, реферат

Описание

Памят –запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии.docx

— 18.44 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный ниверситет»

Факультет ветеринарной медицины и биотехнологий 
 

Кафедра социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа

На тему:

Характеристика  процессов памяти 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила:Студентка 31 группы

                                                                 Азнабаева Н.И

Проверила:Преподаватель Голуб Е.В 
 
 
 

Оренбург 2011-год

Память. Общая характеристика памяти

Памят –запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Процессы  памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а  также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное  сохранение материала, предъявлявшегося  однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное  запоминание – непреднамеренное  сохранение в памяти неоднократно  воспринимаемого материала;

3) преднамеренное  запоминание (заучивание) – целенаправленное  запоминание с целью сохранения  материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Успех запоминания  определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид  повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным  сохранению, выступает забывание.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в  значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно  предшествующей запоминанию. Забывание  материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое  возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое  осуществляется в отсутствие объекта  восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение  давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения  субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Виды  памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.

В зависимости  от особенностей запоминания и воспроизведения  материала

Двигательная  память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний  и чувств. Она характеризуется  быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения  информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о  внешнем виде объекта и его  местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

В зависимости  от характера деятельности

Произвольная  память характеризуется преднамеренностью  запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит  механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная  память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости  от способа запоминания

Механическая  память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных  ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости  от продолжительности хранения материала  в памяти

Ультракороткая  память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении  памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются  «стиранию» под влиянием любых внешних  воздействий. Эти этапы связаны  с нейродинамическими процессами, обеспечивающими  поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной  интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном  восприятии обстановки.

Информация о работе Характеристика процессов памяти