Источники административного права: понятие,виды, соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:40, реферат

Описание

Целью является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

Введение
1. Источники административного права. Их виды…………………4
2. Система источников административного права………………....8
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

адм.право.rtf

— 227.97 Кб (Скачать документ)

  российский государственный социальный университет

                              Филиал в г. Чебоксары  

                         Специальность «Юриспруденция» 
              Кафедра истории, теории государства и права
 
 
 

                                       РЕФЕРАТ

                 По дисциплине : Административное право

На тему : Источники административного права: понятие,виды, соотношение. 
 
 
 

 
                                                                                               Работу выполнила

                                           студентка 3 курса

                                           очного отделения

                                            юрид. факультета

                                           группы ДЮ-31-08

                                              Гусева А.С.

                                            

                                                                                                Проверил

                                         к.ю.н., доцент

                                         Тимофеев В.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                            Чебоксары, 2010

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение          

         1. Источники административного права. Их виды…………………4                     

         2. Система источников административного права………………....8 

Заключение          

Список используемой литературы         
 
 
 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

      Административное право, как совокупность правовых норм, является одной  из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.

      Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исходила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.

      Систематизация норм административного права имеет существенное теоретическое, практическое и познавательное значение. Нормы Особенной и Специальной частей не должны противоречить нормам части Общей, а в случае такого противоречия действуют нормы Общей части. На основе данной классификации строится наука административного права и изучение его курса.

      Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

      Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвертой важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

      Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

      Целью является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

 

1. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ИХ ВИДЫ.

      При характеристике источников административного права необходимо выяснить вопросы о:

      - понятии источника административного права,

      - видах и формах источников,

      - задачах и состоянии кодификации административного права в современных условиях.

      К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера.

      Особенности предмета административно-правового регулирования (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов.

      Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права имеют следующие нормативные акты.

      Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

      В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

      I.   Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

      II. Акты Президента Российской Федерации;

      III. Акты государственной администрации;

      IV. Акты муниципальных органов;

      V. Публичные договоры;

      VI. Акты правосудия;

      VII. Административные обыкновения.

      I.   В первой группе источников можно различать:

      1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:

      а) Конституция Российской Федерации;

      б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

      в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);

      г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.

      2. Законодательные акты субъектов Федерации:

      а) конституции, уставы субъектов Федерации;

      б) законы субъектов Федерации.

      II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

      Акты Президента Российской Федерации - это:

      а) указы Президента;

      б) распоряжения Президента.

      III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

      1. Административные акты федеральных органов и организаций:

      а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

      б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

      в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

      г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

      д) акты Банка России.

      2. Административные акты субъектов Федерации:

      а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

      б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

      в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

      г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

      д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

      IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транспортных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

       V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров1.

      1. Международные договоры.

      В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

      2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами.

      3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.

      4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

      VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

      Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

      Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

Информация о работе Источники административного права: понятие,виды, соотношение