Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:06, контрольная работа
В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие правонарушения…………………………………………………4
2. Юридический состав административного правонарушения……..……..5
3. Ответственность за правонарушения…………………………….……….8
Заключение…….………………………………………………….…….……9
Список литературы…………………………….……………………….……10
1
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа
по предмету: Административное право
на тему: Юридический состав административного правонарушения
Работа выполнена
Студентом группы ФЭ-09-4
Васильевой Ольгой Витальевной
Преподаватель-рецензент
___________________________
___________________________
___________________________
Ноябрьск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие правонарушения…………………………………………
2. Юридический состав административного правонарушения……..……..5
3. Ответственность за правонарушения…………………………….……….
Заключение…….……………………………………………
Список литературы…………………………….……………………
Введение
В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.
Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.
1. Понятие правонарушения
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.
Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности, конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте. В определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты:
1 -КоАП РФ
- антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным;
- противоправность - заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного и т.д.), которые охраняются мерами административной ответственности;
- виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.
- наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступления и проступки. Преступление характеризует большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.
Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.
Общественная опасность, вредность правонарушения характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслуживает и лицо, совершившее правонарушения. Порицание справедливо, оправданно и возможно при условии упречного поведения, то есть такого действия или бездействия, которое явилось результатом сознания, воли.
2. Юридический состав административного правонарушения
Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
Объект административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объект административного проступка - необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях.
Признаком объективной стороны проступка является деяние (действие или бездействие), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. Содержание объективной стороны может включать характер деяния:
- повторность. В соответствии с законодательством под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию;
- длящееся правонарушение. Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.
Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются коллективные и индивидуальные субъекты.
Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования.
Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций. Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:
? общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
? специальные - признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения; прошлое противоправное поведение; иные особенности правового статуса (иностранные граждане, военнослужащие).
Способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности, включая ответственность, присуща человеку, обладающему качеством личности, то есть индивидууму, имеющему достаточный уровень сознания и воли, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, т.е. всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие недостаточного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевная болезнь).
Закон устанавливает различные возрастные границы деликатной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные виды преступлений - с 14 лет; административная ответственность - с 16 лет; ответственность по трудовому праву - с момента заключения трудового договора или членства в колхозе, т.е. с 16 лет, и в исключительных случаях с 15 лет; по гражданскому законодательству ответственность в полном объеме возникает с 18 лет и частичная - с 15 лет.
Неодинаковый возраст ответственности устанавливается с учетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ, на которые они посягают.
Субъективная сторона административного правонарушения - это психологическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме:
- умысла. Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавала противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично;
- неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Психологическое содержание субъективной стороны раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель, представляющих различные формы психической активности, органически связанные между собой и зависимые друг от друга.
3. Ответственность за правонарушения
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Одним из методов борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность за совершение правонарушения - необходимый элемент, характеризующий их. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определенное правонарушение (например, за преступления, или за некоторые административные, гражданские, хозяйственные нарушения в форме штрафа, неустойки, пени), или в форме перечня санкции, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учетом обстоятельств дела.
Если в результате каких-либо действий нарушается закон, но за его нарушение не установлена какая-либо санкция, то такое действие утрачивает характер правонарушения и переходит в разряд иных противоправных деяний.
Не подлежат административной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны, а также находившиеся в состоянии невменяемости.
Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, совершает деяние, подпадающее под признаки административного проступка, но совершает его для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный (ст. 18 КоАП).
Необходимая оборона имеет место при защите государственного или общественного порядка, прав и свобод граждан от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны (ст. 19 КоАП).
Информация о работе Юридичкский состав административного правонарушения