Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:51, реферат
Под классификацией понимается "система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой либо отрасли знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов" или " распределение объектов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков".11 Советский энциклопедический словарь. - М. 1980. С. 593; Словарь иностранных слов. - М. 1964. С. 300.
Задачи каждого варианта классификации определяются целями и задачами исследования. Так как при классификации определяются различные задачи, связанные с изучением тех или иных свойств и признаков изучаемых объектов, то соответственно будут изменяться и основания, т.е. критерии построения классификационных рядов. При этом правильность и полнота классификации зависят, прежде всего, от выбора ее основания, которым выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА.
Под классификацией понимается "система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой либо отрасли знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов" или " распределение объектов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков".11 Советский энциклопедический словарь. - М. 1980. С. 593; Словарь иностранных слов. - М. 1964. С. 300.
Задачи каждого
варианта классификации определяются
целями и задачами исследования. Так
как при классификации
Проведение классификации
по всем признакам с использованием
научного подхода даёт возможность
определить положение определённого
вида норм в системе права, раскрыть
значение отдельных видов норм права
в правовом регулировании, определить
пределы, сферы этого регулирования
для соответствующих норм и способствует
совершенствованию
Рассмотрим классификацию норм права по ряду признаков, оснований, предлагаемых ведущими учеными-правоведами.
По функциям норм права в механизме правового регулирования выделяют: исходные правовые нормы, нормы - правила поведения.
ИСХОДНЫМИ - называются нормы, определяющие основные начала в правовом регулировании. Они отличаются высоким уровнем абстракции и наиболее общим характером. Основная задача этих норм в определении основных принципов правового регулирования, его пределов и методов, а так же выделения правовых понятий и категорий. Эти нормы, как правило, тесно связаны с другими нормами права и взаимодействуют, получая развитие и конкретизацию именно в них. Но данные нормы самостоятельно не действуют.
В составе этих норм выделяют нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные, нормы-дефиниции.
Нормы-начала закрепляют основополагающие принципы общественных отношений и государственного устройства. Примером таких норм служат нормы Конституции РФ. Нормы-принципы выражают закрепление в законодательстве основных принципов права. Определительно-установочные нормы формулируют цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Так статья 2 УК РФ указывает, что "данный Кодекс имеет задачей: охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности окружающей среды и т.д.". То есть, здесь определяются цели и задачи норм уголовного права. Нормы-дефиниции вводят в оборот определение понятий и категорий. К примеру, статья 420 ГК РФ определяет, что под договором понимается "соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей".
НОРМЫ-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ призваны непосредственно регулировать общественные отношения при помощи определения прав и обязанностей участников этих отношений и условий их реализации, а также воздействие государства на нарушение установленных правил поведения. Именно в этих нормах детализируются и конкретизируются исходные нормы. Эти нормы являются предметом дальнейшей классификации.
По своему назначению и в зависимости от двух основных функций права, нормы делятся на регулятивные и правоохранительные.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ НОРМЫ
являются непосредственным регулятором
общественных отношений. При этом они
устанавливают права и
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ основной своей задачей
имеют определение мер
учитывать различные условия и особенности
нарушений предписанных в диспозиции,
что влияет на величину и род санкций.
В связи с тем, что характер прав и обязанностей, определяемых регулятивной нормой не одинаков, и с тем, что существуют две регулятивные функции - динамическая и статистическая, различают несколько видов регулятивных норм. Это управомочивающие, запрещающие и обязывающие нормы.
Динамическая функция накладывает на лицо активные обязанности - совершение определенных действий. В соответствии с этим выделяют запрещающие нормы, направленные на регламентацию пассивных обязанностей, и управомочивающие, направленные на регламентацию субъективных прав с положительным содержанием.
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ устанавливают обязанность лица совершать определённые положительные действия. Так, статья 393 ГК РФ устанавливает, что "должник обязан возместить кредитору убытки, принесенные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства."
УПРАВОМОЧИВАЮЩАЯ НОРМА - это норма, предоставляющая субъекту право с положительным содержанием, то есть, право на совершение тех или иных действий. Например, статья 270 ГК РФ предоставляет право передачи земельного участка в аренду или безвозмездное пользование с согласия собственника лицу, имеющему этот участок в постоянное пользование".
Для ЗАПРЕЩАЮЩИХ НОРМ важно, что "запрет устанавливает юридическую обязанность воздержаться от противоправных действий, поэтому содержание запрета заключается в указании на поведение, которое недоступно с точки зрения интересов общества и государства". Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. -М.. 1989. С.9. Иными словами, запрещающие нормы возлагают на субъекта правоотношений обязанность совершать определенные действия. Специфической чертой этих норм является то, что предметом своего регулирования они имеют не те общественные отношения, которые вытесняются действием данной нормы, а отношения, которые выражаются в ограничении субъекта от поведения, признающегося вредным. Примером запрещающей нормы может служить статья 11 Закона " О Конституционном Суде РФ", где определяется, что судья этого суда "не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы..." и т.д., то есть, он не вправе занимать эти должности и ему предписывается воздержание от занятий определенного рода.
Рыбушкин Н.Н. выделяет ещё и ограничительные нормы, которые, не запрещая полностью данные отношения, ставят их в жесткие рамки. Ограничения используются в тех случаях, если данные общественные отношения, попадающие в среду правового регулирования, достигают такой стадии своего развития, когда применение к ним запрета невозможно. Так, статья 30 ГК РФ определяет ограниченную дееспособность гражданина в случае злоупотребления алкоголем или наркотиками. Применение запрета в этом случае невозможно, так как обстоятельства, изложенные в статье, могут отпасть, поэтому применяется ограничение.
Необходимо заметить, что данная классификация отражает не только особенности регулятивных функций, но и связана с характером регулятивного воздействия, осуществляемого при помощи общих предписаний (обязывающие нормы) и дозволений (управомочивающие нормы).
По характеру содержащихся предписаний нормы подразделяются на императивные, диспозитивные, бланкетные и рекомендательные нормы права.
ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ носят строго обязательный характер. Они не допускают отступлений и иной трактовки предписания. Подобный характер свойственен большинству норм права. Так, статья 249 ГК РФ определяет, что каждый из участников долевой собственности обязан соразмерно своей доле нести расходы по имуществу, находящемуся в долевой собственности. Здесь мы видим конкретное указание на определённые обязанности сторон. При этом статья не предусматривает возможности отступления от обязанностей, установленных в ней.
ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ действуют в том случае, если стороны правоотношений не пришли к согласию и не установили иных условий поведения. То есть, в отличии от императивных норм , диспозитивные подразумевают существование иного варианта поведения. В данном случае субъектам предоставляется право самим определить свои права и обязанности в определённой ситуации. Лишь в случае, если стороны не пришли к согласию, то устанавливается определенный обязательный вариант поведения. Примером может служить статья 264 ГК РФ, определяющая, что "владелец земельного участка, не являющийся собственником, не в праве распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором."
БЛАНКЕТНОЙ НОРМОЙ является норма, содержащая в себе общее указание на определённые правила поведения, а сами эти правила излагаются в иных актах. Это могут быть санитарно-технические нормы, правила техники безопасности, правила движения и т.д. Например, статью 263 УК РФ, приводившаяся выше, указывает, что при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила и т.д. наказывается в определенном размере, указанном в статье. Для применения данной нормы необходимо использовать материал перечисленных правил, излагающихся в иных документах.
ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ содержат указание на обязанность государственного органа поощрять лиц, совершивших поступок, полезный для государства и общества, результаты которого превосходят обычные требования. Так, Трудовой кодекс РФ определяет: за отличное выполнение трудовых обязанностей, за достижения высоких результатов и т.д., применяются поощрения, перечисленные в статье.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ адресую
По отраслевому
признаку или по предмету правового
регулирования нормы права
Выделяют две группы норм: процессуального
и материального права.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ непосредственно
являются регулятором общественных отношений.
Они определяют права и обязанности субъектов
права, указывают пределы правового регулирования
и т.д. К этим нормам относятся нормы уголовного,
гражданского, семейного, трудового права
и т.п.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ определяют порядок реализации материальных норм. Они являются вторичными по отношению с материальными и имеют процедурный, организационный характер. Подобные нормы представлены в уголовно-процессуальном кодексе, гражданско-процессуальном кодексе, вообще в сфере процессуального права.
По времени действия среди норм права выделяют нормы, действующие на неопределенный срок (обычные) и действующие на определённом протяжении времени (временные). Выделяют еще нормы, имеющие обратную силу.
ОБЫЧНЫЕ НОРМЫ действуют на протяжении неопределённого срока до их отмены. Например, в статьях различных кодексов содержатся нормы, сроки действия которых не определяются. Они будут действовать вплоть до отмены, принятия нового кодекса.
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ действуют на протяжении определённого периода времени. Этот срок, как правило, фиксируется в норме или в нормативном акте, включающим данную норму.
Нормы права могут продолжать действовать, и после утраты юридической силы. Это явление ультраактивности правовых норм, когда старая, отмененная норма может применяться после се отмены. Например, старой нормой с более мягкой санкцией руководствуются при определении наказания, административного взыскания за правонарушение, совершенное до вступления в силу нормы, увеличившей санкцию.
Под ОБРАТНОЙ силой норм права подразумевается случай, имевший место ранее. То есть, в этом случае, новая норма, принятая после совершения правонарушения, считается существовавшей в момент совершения этого поступка.
По действию в пространстве выделяют общегосударственные нормы права, нормы республик в составе РФ, нормы местных органов государства и нормы, действующие на определенной территории.
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМЫ действуют на всей территории страны и обязательны к исполнению всем населением. К числу таких норм относятся нормы, содержащиеся в Федеральных законах РФ.
Республики в
составе РФ также могут принимать
свои законы, но нормы этих законов
не могут противоречить
К НОРМАМ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ относят нормы различных постановлений глав администраций областей, других нормативно-правовых актов, принимаемых органами власти и управления на местах: в городе, в селе и т.д.
К НОРМАМ, ДЕЙСТВУЮЩИМ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, можно отнести локальные нормы или внутриорганизационные, действующие в пределах определенной организации или предприятия. При этом эти нормы создаются в самой организации или на предприятии, имеют ограниченную сферу действия, могут изменять общую норму в зависимости от местных условий, регулируют те общественные отношения, которые не регулируются нормами общего значения.
По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные. ОБЩИЕ нормы распространяются на всех граждан, а СПЕЦИАЛЬНЫЕ на ограниченный круг лиц. Общий характер носят большинство норм. Примером специальной нормы может служить статья 11 Закона о Конституционном Суде РФ, где определяются занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ. Действие данной нормы распространяются только на лиц, занимающих должность судьи Конституционного Суда РФ.
Можно классифицировать нормы права по степени определенности, в таком случае выделяют абсолютно-определенные, относительно-определенные нормы.
Абсолютно-определённые НОРМЫ содержат четкую формулировку условий действия норм, прав и обязанностей субъектов правоотношений. При этом невозможна конкретизация данной нормы при помощи индивидуальных правоприменительных актов. относительно-определённые нормы права содержат менее четкие указания на условия действия нормы, права и обязанности субъектов правоотношений менее четко определены в санкции правовой нормы. В данном случае соответствующим органам предоставляется право самим решать дело с учётом различных обстоятельств. Свобода их усмотрения находится в определенных пределах. В зависимости от степени этой свободы выделяют альтернативные, факультативные нормы права.