Кодекс законов о труде Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:52, доклад

Описание

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) — регулирует трудовые отношения работников, правовые основы и гарантии осуществления гражданами права распоряжаться своими способностями к труду на Украине.
Принят 10 декабря 1971 г., вступил в силу 1 июня 1972 г. Один из Кодексов, Украинской ССР, действующий в государстве Украина. За прошедшие годы в КЗоТ Украины из 261 пунктов кодекса законов о труде было изменено 221 статью.

Работа состоит из  1 файл

Кодекс законов о труде Украины.docx

— 30.52 Кб (Скачать документ)

Кодекс законов о труде Украины

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) — регулирует трудовые отношения работников, правовые основы и гарантии осуществления гражданами права распоряжаться своими способностями к труду на Украине.

Принят 10 декабря 1971 г., вступил в силу 1 июня 1972 г. Один из Кодексов, Украинской ССР, действующий в государстве Украина. За прошедшие годы в КЗоТ Украины из 261 пунктов кодекса законов о труде было изменено 221 статью.

Структура кодекса

  • Глава I: Общие положения
  • Глава II: Коллективный договор
  • Глава III: Трудовой договор
  • Глава III-A: Обеспечение занятости высвобождаемых работников
  • Глава IV: Рабочее время
  • Глава V: Время отдыха
  • Глава VI: Нормирование труда
  • Глава VII: Оплата труда
  • Глава VIII: Гарантии и компенсации
  • Глава IX: Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации
  • Глава X: Трудовая дисциплина
  • Глава XI: Охрана труда
  • Глава XII: Труд женщин
  • Глава XIII: Труд молодежи
  • Глава XIV: Льготы для работников, совмещающих работу с обучением
  • Глава XV: Индивидуальные трудовые споры
  • Глава XVI: Профессиональные союзы. участие работника в управлении предприятиями, учреждениями, организациями
  • Глава XVI-A: Трудовой коллектив
  • Глава XVII: Государственное социальное страхование
  • Глава XVIII: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Кодекс законов о труде, принятый 10 декабря 1971 года, т.к. был принят уже давно требует многих изменений.  В связи с этим в Верховную Раду Украины был внесен на рассмотрениt проект Трудового Кодекса Украины № 1108 от 10.12.2009 года, который предполагает кроме статей из Кодекса законов о труде внести туда и все  другие законы, которые на сегодняшний день   регулируют трудовые отношения. Положения нового закона изложено в 9 книгах, в которых подробно изложены правила поведения участников трудовых отношений. Рассмотрим же несколько новшеств, которые предлагает нам проект Трудового Кодекса.

В новом законе  установлено, что предмет трудового права составляют общественные отношения по использованию  наемного труда, которые возникают на добровольной основе.

В отличие от действующего кодекса в новом законе кроме основных принципов трудового права изложен исчерпывающий перечень отношений, которые регулируются нормами трудового права. 

Новой является ч. 8 ст. 6 проекта Трудового Кодекса которая указывает на то, что трудовое законодательство не применяется в случае, если работа выполняется физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно, членами сельскохозяйственного общества, или физическим лицом исполняющим работу на условиях гражданско-правового договора.

Также в новом кодексе есть свои плюсы и для иностранцев. А именно,  согласно проекта Трудового кодекса трудовое законодательство не применяется (кроме законодательства об охране труда) в случае если, физическое лицо исполняет обязанности члена наблюдательного совета акционерного общества, исполнительного органа общества, других соответствующих органов управления юридических лиц, если эти обязанности выполняются на других условиях, а не на основании трудового договора; физическое лицо исполняет обязанности за гражданским договором, который предусматривает выполнение ею определенной работы в пользу другой стороны договора (ч. 9 ст. 6 проекта ТК).

Таким образом иностранцу занимающему руководящую должность в компании и работающему за гражданско-правовым договором предоставляется возможность не получать разрешение на трудоустройство в Украине.

В отличии от действующего законодательства в новом законе указаны источники трудового законодательства, а именно: Конституция Украины, Трудовой Кодекс Украины, законы, акты Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, другие нормативные акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты (ст. 12 проекта ТК).

При принятии Трудового Кодекса термин «владелец или уполномоченное лицо»  будет заменено термином «работодатель».

Что же касается трудового договора, то новым является положение статьи 38 нового закона согласно, которой основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является заключение ими трудового договора.

Статья 21 действующего закона и статья 39 нового в целом похожи в определении понятия, сторон и содержания трудового договора.

Большим плюсом является положение статьи 40 проекта Трудового Кодекса которая предусматривает обязательные условия трудового договора, а именно: 
1. место работы; 
2. время начала действия трудового договора и время начала работы; 
3. трудовую функцию, которую будет выполнять работник; 
4. условия оплаты труда; 
5. режим труда и отдыха; 
6. охрана труда.

В действующем законе обязательными условиями есть только первые четыре из вышеперечисленных. 
Что же касается испытательного срока при принятии на работу, то согласно ч. 3 ст. 27 действующего закона, если работник в период испытания отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью или по другим уважительным причинам, срок испытания может быть продлен на соответствующее количество дней, в течение которых он отсутствовал. В свою очередь ч. 2 ст. 48 нового закона указывает, что в срок испытания не зачисляются дни, когда работник фактически не работал, независимо от причин. 
В таком случае если работник в период испытания отсутствовал на работе без уважительной причины он может быть уволен согласно действующему Кодексу законов о труде, то новый закон облегчает эту процедуру и работник может отработать те дни, которые он фактически не работал в не зависимости от причины отсутствия.

Изменений коснулись и нормы о результате испытания при принятии на работу. Согласно ч. 2 ст. 49 проекта Трудового Кодекса в случае если работодателем установлено несоответствия работника занимаемой должности, на которую от принят, или выполняемой работе, работодатель имеет право в течение срока испытания уволить такого работника, предупредив его об этом за три дня, без выплаты выходного пособия. В действующем законодательстве работодатель может не предупреждать работника об его увольнении за три дня, а уволить сразу. 
Также новый закон дополнено положением о неразглашении государственной, коммерческой тайны или иной охраняемой законом информации, что может быть включено в условия договора.

Возраст, при котором лицо может быть принято на работу не меняется. Но проектом Трудового Кодекса предусмотрена возможность привлечения к работе лиц, младше 14 лет для участия в концертах, выставках и других мероприятиях при условии письменного согласия одного из родителей, или лица, что его заменяет, а также разрешение службы в делах несовершеннолетних.

Статья 58 нового закона устанавливает четкий перечень документов, которые подаются при принятии на работу. Такой перечень может быть расширен, но только самим Кодексом или другими нормативными актами и лишь в отдельных случаях. 
Также новым законом предусмотрено, что медицинский осмотр при приеме на работу является обязательным в случаях, предусмотренных Кодексом и законами и проводится за счет работодателя. А статья 294 этого же закона устанавливает, что несовершеннолетние лица принимаются на работу только после прохождения предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения ими 21 года, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Перечень оснований прекращения трудового договора в проекте Трудового Кодекса был увеличен и изложен в Главе 6 Книге 2. 
Новеллой является также то, что работодатель вправе контролировать выполнение работниками трудовых обязанностей, в том числе с использованием технических средств, если это обусловлено особенностями производства, с обязательным предупреждением работников об их применении. Но в Кодексе механизм применения этой нормы не предусмотрен.

Если говорить об условиях труда, то ч. 1 ст. 130 нового закона определяет, что «рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности». 
В состав рабочего времени включается время выполнения работником трудовых обязанностей, подготовительно-завершеющий период (время получения трудового задания, материалов и инструментов, товаров, ознакомление с технической документацией, согласно которой должна выполнятся работа, время подготовки и уборки рабочего места, сдача готовой продукции и т.д.), время перерывов для внутрисменного отдыха, удовлетворения личных потребностей, обогрева и тому подробное.

За проектом Трудового  Кодекса длительность рабочего времени не меняется. Но часть 1 статьи 139  этого же закона предусматривает, что продолжительность ежедневной работы в рамках рабочей недели должна быть, как правило, одинаковой. Коллективным договором, а если он не заключался – нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), продолжительность ежедневной работы может быть продлено, но не более чем до десяти часов при соблюдении недельной нормы рабочего времени, определенной законом.

Что касается времени для отдыха и питания, то  согласно ст. 66 действующего закона оно не может превышать двух часов. В свою очередь новый закон устанавливает, что перерыв для отдыха и питания не может быть меньше 30 минут и больше чем два часа.

Что же качается оплаты труда, то согласно ч. 1 ст. 207 нового закона «зарплата – это исчисленная в денежном выражении оплата, которую по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу. В структуре заработной платы выделяются основная и дополнительная заработная плата», в то время как действующий закон определяет заработную плату, как вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. 
Новый закон также увеличивает оплату труда за работу в ночное время. Если в действующем Кодексе законов о труде работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, но не ниже 20 процентов тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время, то за проектом Трудового Кодекса такая оплата не должна быть ниже  30 процентов тарифной ставки (оклада).

Новшеством проекта Трудового Кодекса является то, что если в течении года работником отработано сверхурочно более 120 часов, оплата за отработанные сверх этой нормы часы проводится в тройном размере не позднее 15 января следующего года. И если в действующем законодательстве компенсация сверхурочных работ путем предоставления отгула не допускает, то за новым кодексом такой отгул допускается по соглашению между работодателем и работником, но это не лишает работника права на повышенную оплату сверхурочных работ. 
Со всего вышеизложенного, в заключение могу сказать, что новый закон в отличие от действующего Кодекса законов о труде четче и подробнее определяет правила участников трудовых отношений и в целом защищает интересы работников и работодателей.


Информация о работе Кодекс законов о труде Украины