Конституция - основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула — вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.
Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Содержание

ПРЕАМБУЛА 2
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 8
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 16
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 18
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

Конституция - основной закон государства.DOC

— 203.00 Кб (Скачать документ)

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, появлением все более совершенных технологий, систем информации, ростом требований к управлению, идею свободы личности, первичности прав человека приобретают еще более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. И такой подход, тесно взаимосвязанный с повышением ответственности человека, обеспечивает сочетание общественной дисциплины и автономии личности, существование демократического эффективного и  рационального государства. Свободный человек — и это аксиома развития — всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий.

Для России, устремленной ныне к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а прежде всего для закрепления фундамента статуса человека и гражданина. Само государство организуется и действует таким образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в преодолении трагического наследия прошлого, социальных болезней, оставленных казарменным социализмом.

Наш собственный опыт, зачастую трагичный, убедительно свидетельствует о том, что забвение идеи свободы личности попытки поставить выше всего интересы класса, партии стремление к показному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктаторских методов управления страной, необоснованных репрессии против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, религиозных и т. д.), вплоть до массового террора. И хотя в стране действовали конституции, провозглашавшие права и свободы советских граждан, беззаконие и произвол не считались с этими нормами. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятия Конституции СССР 1936 года, в которую была включена отдельная статья об основных правах и свободах советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора. Даже в "тихие годы" застоя, когда была принята Конституция СССР 1977 года, расширившая каталог основных прав и свобод человека, командная система, управлявшая страной, на деле пренебрежительно относилась к статьям Основного Закона. Народовластие не могло стать политической основой общества при сохранении монополии одной партии — КПСС — на власть. Строго централизованная плановая государственная экономика базировалась на отрицании права частной собственности. В судебных заседаниях решения нередко отражали требования не закона, а «телефонного права». Инакомыслие не только не допускалось, но и строго пресекалось путем административно-полицейских методов и судебных процессов.

Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В принципе задача конституционного регулирования состоит в том, чтобы:

  1. максимально полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина;
  2. органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством;
  3. создать структуры, процедуры и нормы — все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.

 

Права и свободы человека в Конституции  Российской Федерации

 

Статьи о правах и свободах человека и гражданина должны "работать" в единстве и во взаимодействии со всем остальным конституционным  текстом. Все разделы и главы  Конституции, все ее статьи нацелены на то, чтобы обеспечить личности свободу развития, снять барьеры, стоящие на этом пути, и, что не менее важно, предупредить возможность реставрации прошлых порядков. Отсюда вытекает потребность в гарантиях от прихода к власти новой бюрократии, чиновничьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата, от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обогащения в ходе приватизации, правового беспредела и разгула преступности.

Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека. Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках СБСЕ, многих международных конвенциях и др. Иными словами, в силу собственного выбора, восприятия ценностей человеческой

Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека закрепляются в наивозможно более полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике.

Решение актуальных проблем  современности предполагает обращение  к "классике" конституционного права. Невозможно успешно продвигаться вперед в частностях, если уйти в сторону от столбовой дороги человечества. В связи с этим принципиально важным стал пересмотр прежних позиций по вопросу естественных, прирожденных, неотъемлемых прав человека. Уже по самому своему определению эти права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные и, условно говоря, догосударственные. Они принадлежат каждому человеку от рождения и по праву рождения. Эти права не дарованы властью, возникают независимо от нее и без ее согласия и не могут быть ею отняты. Государство лишь обязано признать эти права, закрепить их в конституциях и оберегать всеми имеющимися средствами. Это — святой долг каждого государства, считающего себя демократическим. Естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права стали таким образом полностью отождествляться с основными, фундаментальными правами,

Само понятие "естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права" в советских конституциях не применялось а в науке связывалось главным образом с изучением истории государства и права или конституционного строя зарубежных стран. Эти права рассматривались обычно как памятник отдаленного прошлого, когда буржуазия выступала под их лозунгами за ограничение феодальной власти. Значение борьбы за естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права особенно подчеркивалось при изучении процессов становления буржуазно-демократических свобод. В условиях социалистического общества им не находилось места. К тому же их упрекали за некую метафизичность, отрыв от жизни, им приписывали ненужную автономизацию, изоляцию человека, что с точки зрения превратно понятого коллективизма было немалым грехом.

Идеям естественных, неотъемлемых, неотчуждаемых прав противопоставлялся иной подход. Считалось, что никаких заранее заданных параметров для конституции нет и быть не может. Права и свободы объявлялись как бы автоматически производными от социально-экономического и политического строя. К тому же индивидуум воспринимался лишь как гражданин, тесно связанный со своим государством. Молчаливо признавалось, что статус гражданина мог определяться только государством.

Неприемлемость естественных, неотъемлемых, неотчуждаемых прав на деле была предопределена в первую очередь тем, что их признание означало бы ограничение государственной власти. Тогда получалось, что в определенную сферу жизни человека государство не должно было бы и не имело бы конституционной возможности вмешиваться. Оно было бы не вправе отменить, те идеи иные права, отнесенные к этой группе. Более того, в случае их признания было бы вполне логично создавать адекватные защитные механизмы и барьеры, с которыми государство обязано было бы считаться. Такого ограничения, разумеется, ни один авторитарный режим в мире не хотел допустить. Не случайно водораздел между демократией и ее противниками, включая псевдодемократические модели, как правило, проходит по линии естественных, неотъемлемых, неотчуждаемых прав.

Стоит напомнить, что  новый подход к естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым правам был обозначен  у нас еще в российской Декларации государственном суверенитете (1990 г.). В ней было сказано, что суверенитет провозглашен во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком. В обновленной редакции Конституция 1978 года записано, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения. В Конституции 1993 года мы находим значительно более полную и четкую формулировку: основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права и свободы человека и гражданина в России являются непосредственно  действующими. Это положение закреплено в Конституции 1993 года после того, как в одной из первых статей провозглашены ее высшая юридическая сила прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Повторим. Конституция расшифровывает непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина таким образом, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Вместе с тем необходимо отметить еще одну сторону непосредственного действия конституционных норм. Это — преодоление всего того, что было связано с декларативным восприятием Конституции в целом и ее статей о правах и свободах человека и гражданина в особенности. Прежде было мало открытых противников Конституции, а ее признание и даже восхваление считалось обязательным атрибутом публичных выступлении политических лидеров. Но на практике конституционные права и свободы человека действовали весьма слабо, будучи отодвинуты в сторону командой начальника или ведомственной инструкцией, решавшими вопросы безотносительно к конституционным нормам. Даже суд, не говоря уже о чиновничьем аппарате, не имел обыкновения ссылаться в своих решениях на Конституцию.

Между тем положение о непосредственном действии Конституции предполагает не только обязательное применение ее статей в случае, если нет проводящего закона или иного правового акта. Конституцию следует строго соблюдать и тогда, когда какой-либо государственный орган издает свой акт, полностью или частично с ней расходящийся. И здесь нет необходимости ждать пересмотра или отмены антиконституционных предписаний. В любом случае каждое государственное учреждение, в первую очередь суд, все правоохранительные органы обязаны только уважать Конституцию в целом, но и следовать букве ее норм.

Конституция 1993 года провозглашает, что все равны перед законом и судом (часть первая статьи 19). Установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо записано, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Как видно, формулировку статьи в неполноте не обвинить, она более чем обстоятельна. Но практически опыт предупреждает от самоуспокоения.

В свое время в царской России существовали сословные различия, привилегии для "власть имущих". С установлением советской власти прежнее неравенство было устранено, но появилось деление на классы, статус которых был неодинаков, а некоторые бывшие сословия подвергались суровым преследованиям. Провозглашение единого советского народа также не привело к реальному утверждению равноправия, в обществе появились привилегированные слои и группы, проводилось деление на партийных и беспартийных, сохранялись классовые подходы.

В современной России принцип равноправия не утрачивает своего значения. Государство и все общество призваны постоянно утверждать и подтверждать этот принцип, который нарушается и ослабляется преимуществами и льготами, необоснованно присваиваемыми отдельными группами и слоями, в том числе новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом.

Права и свободы человека, закрепленные в Конституции 1993 года, могут быть условно подразделены на три большие группы:

  1. личные права и свободы;
  2. гражданские и политические права и свободы;
  3. экономические, социальные и культурные права и свободы.

 

Каждая группа образует относительно самостоятельный конституционно-правовой институт, охватывающий определенную сферу жизнедеятельности человека. Сходное деление было свойственно и советским конституциям, особенно в 70-е годы, но каталог прав и свобод внутри каждой группы, равно как и порядок их размещения в конституционном тексте ныне заметно изменены.

На первый план в Конституции 1993 года выдвинуты личные права и свободы. Это в значительной мере было сделано еще в обновленной редакции Конституции 1978 года, что отражало прогресс в развитии российской демократической мысли. Теперь приоритет личных прав и свобод вновь подтвержден, он продиктован их главным назначением: обеспечивать автономию личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, самоопределения личности. Личные права и свободы призваны защищать человека от давления и подавления извне, особенно со стороны государства. Они предохраняют личность от примитивно понятого коллективизма, насильственной социализации, означавших, в сущности, не только нивелирование интересов личности, но их игнорирование под лозунгом классовых, общественных интересов.

Перечень личных прав и свобод в Конституции 1993 года открывается правом на жизнь. Это — самое главное право человека, гарантия его достойной жизни. К закреплению этого права Россия подошла только в самое последнее время, успев включить его в обновленную редакцию прежней Koнcтитуции. В советских конституциях право на жизнь не фиксировалось, хотя оно было провозглашено еще во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте о гражданских и политических правах. Сегодня право на жизнь является не менее актуальным, чем прежде, и выступает не только как ограничитель смертной казни. Государство обязано предпринять все возможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и производственных катастроф. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

Информация о работе Конституция - основной закон государства