Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание

Действующая Конституция является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности.

Содержание

1. Структура и форма конституции, ее функции
2. Основные принципы Конституции
3. Правовая охрана Конституции Российской Федерации
4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
4.1 Правовой статус личности
4.2 Личные конституционные права и свободы
4.3 Политические права и свободы
4.4 Социально-экономические и культурные права
5. Гарантии конституционных прав и свобод
6. Гражданство Российской Федерации
7. Конституционные обязанности граждан РФ
8. Заключение
8. Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

 

Высшая сила конституционных  норм означает, что в случае расхождения  их с нормами обычных законов  действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки  зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

1. Нормы, составляющие  основы конституционного строя [гл. 1]. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации [ст. 16].

2. Конституционные нормы  о правах и свободах человека [гл. 2]. Их специфика состоит в прямом запрете [ст. 55] на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены [ст. 55]. Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,

3. Конституционные нормы,  которые могут быть конкретизированы  только в федеральных конституционных  законах. Последние представляют  собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации, по сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.

4. Остальные нормы  Конституции, имеющие повышенную  юридическую силу по сравнению  с обычными законами [cт. 52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовая  охрана Конституции Российской Федерации

 

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается  выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной  законности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции  РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности  актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам федеральной конституции.

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных  законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции  и законов РФ, конституций республик  в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена  на Конституционный суд России, который  вправе рассматривать вопросы о  конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Аналогичные органы создаются и  республиках - Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и  др. Или комитеты конституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия - Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органов не предусмотрено.

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным  Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при  рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при  рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении  конституционности издаваемых в  России нормативных правовых актов  играет толкование Конституции РФ Конституционным  Судом (ч.5 ст.125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко  разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Конституционно-правовой статус человека и гражданина

 

Вторая глава Конституции  содержит сорок восемь статей. Это  самый большой по объему раздел Основного  Закона. В целом содержание этой главы полностью соответствует международным стандартам прав и свобод человека.

 4.1 Правовой статус личности

Совокупность конституционных  норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанности образуют конституционный статус личности в Российской Федерации. Более широкое понятие — правовой статус.

Правовой статус —  совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Наряду с названными понятиями существует понятие правового  положения, которое представляет собой  совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статус это понятие отличается своей  действенностью. Правовое положение  — это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений, тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство  всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности  личности. Наиболее сложным является соотношение прав свобод. По этому вопросу существуют две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права -  это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать  самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т. п.), Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т. е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности  — это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т. п.)

На территории России находятся лица, имеющие различный  правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства, лица с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности названных категорий, но при этом исходит из того, что государство должно обеспечить достойные условия жизни и уважительное отношение к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни и достоинства.

В Конституции России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и обще признанных мировым  сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Личные конституционные права и свободы

 

Личные конституционные  права и свободы: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный и иск и распространение информации и тд. Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Рассмотрим основополагающие права данной категории.

 

4.3 Политические права и свободы

Политические права  и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. В  этот блок входят следующие права  и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении правосудия направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Политические права  выражают свободу граждан формировать  органы государственной власти и  местного самоуправления и участвовать  в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства, которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шествия  и пикетирования также являются политическими свободами, так как  они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предвари тельного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

 

4.4 Социально-экономические и культурные права

Социально-экономические  и культурные права достаточно разнообразны. В них входят: свобода экономической  деятельности; право иметь имущество  в частной собственности, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях; право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую по мощь; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.

Экономические права  и свободы связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности и потребления товаров и услуг.

Основу экономических  прав составляет право иметь в  собственности любое имущество. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда и только в установленных  законом случаях.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности, так как предполагает возможность использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей.

Социальные права связаны  с реализацией человека в сфере  семьи и труда, здоровья и минимальных стандартов.

Право на труд предполагает возможность свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Труд человека должен осуществляться в условиях безопасности и выполнения гигиенических правил.

Государством устанавливаются гарантии на случай безработицы.

Право на материнство, отцовство  и детство должно обеспечиваться государственными и иными гарантиями. Законодательством предусмотрены  обоюдные обязанности: родителей по воспитанию и содержанию детей, совершеннолетних, трудоспособных детей в части заботы о нетрудоспособных родителях.

Статьей 41 Конституции  РФ предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под  охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

 

5. Гарантии конституционных прав и свобод

 

Гарантии конституционных  прав я свобод представляют собой  средства, инструменты, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий. Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно-политические, юридические.

Социально-экономические  гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые  позволили бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики, снижение налогов и т. п.

Организационно-политические гарантии — это предоставление гражданам  возможности участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

Информация о работе Конституция РФ