Контроль органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 08:53, реферат

Описание

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............................3 1 Понятие и виды органов исполнительной власти……………………………………….4 2 Система органов исполнительной власти………………………………………………..6 3 Государственный контроль в сфере исполнительной власти…………………………..7 4 Контроль органов исполнительной власти………………………………………………8 5 Президентский контроль…………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………………….15

Список использованных источников……………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬ.docx

— 47.33 Кб (Скачать документ)

     Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон[3].

     Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действия актов  органов исполнительной власти субъектов  Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, федеральным  конституционным законам, федеральным законам, международным обязательством РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

     Контролю  со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

               Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например: Министерство экономического развития и торговли, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная таможенная служба. Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют Министерство финансов, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств - одна из основных задач экономической политики. В связи с этим Министерству финансов и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля [6].

     Контроль  в сфере правопорядка осуществляют Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерство транспорта (по вопросам безопасности движения). Министерство связи и массовых коммуникаций (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей). Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти [4].

     Особенностью  межотраслевого контроля федеральных  органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными  сферами (вопросами) деятельности не подчиненных  им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или  отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

     Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами.

     Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие  от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в  отношении подчиненных им органов  и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При  этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры  осуществляют контроль в отношении  подчиненных (подведомственных) а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью  своих структурных подразделений  и из Должностных лиц. Еще раз  отметим: отраслевой контроль - непременная  часть управляющих воздействий  руководителей на своих подчиненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами  и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков  и устранения их причин.

     В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

     Органы  исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Президентский контроль

     Необходимо  выделить президентский контроль,т.к. Президент осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.

     Контрольные полномочия Президента Российской Федерации  за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в  определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и  внешней политики государства, претворение  которой в жизнь возлагается  на соответствующие органы исполнительной власти[8].

     Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, без опасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации[7].

     Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления  и распоряжения Правительства в  случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В определенных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Феде рации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о, совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях[9].

     Главному  контрольному управлению поручено регулярно  проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении  должностных лиц, виновных в несвоевременном  или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к  дисциплинарной ответственности Основные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность[10].

     Важную  роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители  Президента в регионах Российской Федерации. Согласно Положению, утвержденному  Указом Президента от 9 июля 1997 г., полномочный  представитель осуществляет свою деятельность по поручению Президента в целях  обеспечения реализации главой государства  своих конституционных полномочий. Полномочный представитель Президента наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных  задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы  и материалы от федеральных и  региональных органов власти, участвовать  в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством  института полномочного представительства  обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в  регионах за выполнением федеральных  законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный  представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем  регионе и вносит свои предложения. По предложению полномочного представителя  Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции, федеральным  законам или нарушают права и  свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента вносит также в Главное контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнитель ной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента, назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Контроль, являясь одной из основных функций  управленческой деятельности, проявляется  в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

     Эффективный контроль позволяет судить о фактическом  положении дел, о том, как реализуются  законы в отраслях управления, насколько  эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти.

     На  основе полученной информации можно  оперативно устранять недостатки в  нормотворческой деятельности, вносить  изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, сбережении ресурсов, совершенствовании системы органов исполнительной власти, определении профессионализма управленческих кадров, в борьбе с бюрократизмом и преступностью в среде государственных служащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

1 Смоленский М.Б. Административное право: учебник для вузов/ М.Б.Смоленский, Э.В.Дригола. - М.:КНОРУС, 2010. - 320 с.

2 Ноздрачев А.Ф. Исполнительная власть в РФ: научно-практическое пособие/А.Ф.Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров Ю. А. - Москва, 2006.

3 Овсеянко Д.М. Административное право : учебное пособие для юридических институтов и факультетов/ Д.М.Овсеянко.- М.: Юристъ, 2007 -  456 с.

4 Козлов Ю.М.Административное право: учебник для студ. вузов / Ю. М. Козлов. - М. : Юристъ, 2007. - 554 с.

5 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное  право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.

6 Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для студ. вузов / Д. Н. Бахрах. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2008. - 528 с.

7 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

8 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса/Ю.В.Тихомиров - М.: 2008 - 411с.

9 Тарасов А.М. Государственный контроль в России: монография / А. М. Тарасов. - М. : КОНТИНЕНТ, 2008. - 672 с.

Информация о работе Контроль органов исполнительной власти