Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание

Вопрос 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
Вопрос 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
Вопрос 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

админ.docx

— 60.72 Кб (Скачать документ)

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:

государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);

отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).

сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование).

орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Признаки государственного управления:

  1. Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию.
  2. Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество.
  3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности).
  4. Государственное управление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности.
  5. Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления.
  6. Государственное управление отвечает принципу законности, т. е. деятельность органов исполнительной власти основывается на положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ.
  7. Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений.
  8. Государственное управление основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма.
  9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого ≪принуждающего≫ управления (например, назначение административных наказаний, применение мер административного предупреждения или административного пресечения).

 

В связи с этим интерес  приобретает соотношение понятий "государственное управление" и "государственное регулирование".

Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути есть регулирующая деятельность. Однако при анализе его механизма  и структуры нередко звучат чуть ли не как антиподы два основополагающих понятия - управление и регулирование. Законодательные и подзаконные правовые акты часто отдают предпочтение регулированию. Вместе с тем еще чаще два названных понятия подменяют друг друга, причем четкое разграничение между ними не проводится.

Каковы исходные позиции  правильного понимания возникшей  проблемы?

Прежде всего - учет функциональной структуры процесса управления, в  соответствии с которой общая  теория управления и теория государственного управления характеризуют регулирование  как непременный элемент управленческой деятельности или одну из общеуправленческих функций.

Следовательно, не управление является частью регулирования, а наоборот - регулирование есть часть управления, т.е. его функция. Значение ее несомненно, так как суть регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы.

В подобном понимании регулирование  тождественно содержанию управления, что естественно, ибо часть всегда выражает основные признаки целого. Регулирование  наиболее ярко выражает тот комплекс действий, которые совершаются в  процессе управленческой деятельности. Эти его качества определяются тем, что по смыслу содержания регулирование осуществляется главным образом путем установления наиболее общих правил управления (программ), которыми должны руководствоваться участники управленческих отношений, корректировки этих правил в связи с изменениями ситуации в сфере управления (внесение в них изменений и дополнений), устранения условий, нарушающих нормальный ход управления (контроль и его последствия).

Фактически же традиционными  правовыми формами именно регулирования  в его четком юридическом смысле являются все нормативные правовые акты. Административно-правовое регулирование, суть которого отражает место административного  права в правовой системе Российской Федерации, юридически выражает государственное  регулирование как ведущую функцию  государственного управления. Тем самым  обеспечивается поддержание управляемой  системы в заданном режиме. При  этом решаются различного рода вопросы  общего либо индивидуального характера, возникающие по тем или иным причинам в управляемых отраслях или сферах. Именно в таком смысле звучат часто  употребляемые в управленческой практике трафареты: "вопрос урегулирован", "урегулированы возникшие разногласия" и т.п. Собственно исполнительная деятельность, каковой является государственное  управление, обязательно предполагает оперативное регулирование текущих  управленческих взаимосвязей, их защиту, а также контроль за состоянием управляемой системы.

Следовательно, на основе анализа  функциональной структуры управления невозможно противопоставлять государственное  регулирование и государственное  управление. Тем не менее были предприняты попытки разграничить его с государственным управлением уже в чисто административно-правовом смысле.

На основе изложенного  очевидно, что каждый орган исполнительной власти осуществляет государственное  управление, в механизме которого в большем или меньшем объеме представлены элементы государственного регулирования. В подобном смысле государственное  управление шире по своему объему, чем  государственное регулирование.

Таким образом, государственное  регулирование не может противопоставляться  государственному управлению в силу того, что фактически их характеризуют  одни и те же признаки.

 

Вопрос 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.

Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества. Цели государственного управления в современной России:

  1. Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
  2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
  3. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
  4. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
  5. Поддержание позитивной экологической обстановки.
  6. Поддержание рыночных механизмов.
  7. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

К основным задачам государственного управления можно отнести:

  • охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  • формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
  • обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
  • совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
  • обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
  • создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие:

1.  Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.

2.  Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

3.  Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.).

4.  Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении.

5.  Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).

6.  Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

7.  Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.

8. Контроль — это установление соответствия или несоответствия   фактического   состояния   системы   государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления.

9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"