Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание

Субъекты административного права
4. Граждане как субъекты административного права
7. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Работа состоит из  1 файл

адм право.docx

— 33.51 Кб (Скачать документ)

1. Субъекты административного  права       

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.     

 Субъекты административного  права могут стать субъектами  административных правоотношений, если имеют место:     

 • административно-правовые  нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта;     

 • административная  правоспособность и дееспособность  субъекта;     

 • основание  возникновения, изменения и прекращения  правоотношения.     

Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.     

Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.     

Субъект административно-правовых отношений - лицо, которое в соответствии с действующим законодательством является участником управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять.      

2. Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.   

Индивидуальные субъекты:/      

 • граждане  Российской Федерации;     

 • иностранные  граждане;     

 • лица без  гражданства. 

Коллективные субъекты:    

 а) государственные  организации:      

 • органы исполнительной  власти (государственного управления);       

 • государственные  предприятия, учреждения и их  объединения;      

 • структурные  подразделения органов исполнительной  власти, наделенные собственной  компетенцией.   

 б) негосударственные  организации:      

* общественные объединения  (партии, союзы, общественные движения  и т.п.);      

* трудовые коллективы;              

* различные коммерческие  структуры;      

* органы местного  самоуправления. 

3.Административная правоспособность гражданина - это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.                                                            Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного, правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная  правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.    

Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она возникает по достижении гражданином определенного возраста:    

 • полная - с 18 лет;    

 • ограниченная - с 16 лет;    

 • частичная - с 7 лет.

4. Граждане как субъекты  административного  права      

 Среди субъектов  административного права особое  место занимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).      

 Совокупность  прав, обязанностей и ответственности  физического лица в административном  праве образуют его административно-правовой  статус. Административно-правовой статус  граждан Российской Федерации  - часть общего правового статуса,  установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской  Федерации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопределен конституционными принципами и по этой причине универсален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.     

 Некоторые ученые  связывают административно-правовой  статус физического лица с  гражданством и, исходя из этого, выделяют:        

1) три категории  граждан России (обычных, почетных  и с двойным гражданством);       

2) две категории  иностранных граждан («ближнего»  и «дальнего» зарубежья);       

3) лиц без гражданства  (апатриды).       

 Различие этих  статусов проводится по положениям  норм Конституционного и административного  права. При их совпадении есть  шесть различий, касающихся занятия  ряда должностей только гражданами  России, режимов доступа к государственной тайне, распространения воинской обязанности только на граждан, мер административной ответственности и др.       

 Исходя из сказанного, административно-правовой статус  гражданина России есть установленные  законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.      

 Можно выделить  административно-правовой статус:    

общий, базовый для своей сферы,    

специальный – отдельные виды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:     

  специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов,     

  статус членов административных коллективов,     

  статус субъектов административной опеки,     

  статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом,     

  статус субъектов разрешительной системы.      

 Исходя из такого  критерия, как характер гарантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых статусов.      

 1) общегражданский статус в делах управления государственными делами -  обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.      

2) функционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои интересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанностям органов, служб и должностных лиц.      

3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности исполнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.      

4) охранительный, когда гражданам обеспечивается защита их прав и законных интересов как в административном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического  воздействия.        

 Административно-правовой  статус гражданина включает в  себя:     

- комплекс прав  и обязанностей, закрепленных нормами административного права;     

- гарантии реализации  этих прав и обязанностей, включая  их охрану законом и механизм  защиты органами государства  и органами местного самоуправления.      

 В правовых  актах не отождествляется правовой  статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.     

 Значительна также  и роль органов исполнительной  власти и местного самоуправления  в формировании и реализации  административно-правового статуса  гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:     

= издают правовые  акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина;     

= реализуют их  исполнение;     

= содействуют гражданам  в реализации их субъективных прав;     

= осуществляют охрану  прав и свобод граждан.     

  На административную  дееспособность влияет наличие  у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.     

 Согласно Конституции  РФ и основанному на ней  законодательству личность, человек,  независимо от его служебного, общественного или имущественного  положения, национальности, вероисповедания  и т.д., является в России субъектом  права всех его отраслей, для  чего основы правового статуса  личности закреплены в Конституции  РФ.     

  Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».     

  Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:     

- в государственной  и общественной деятельности;     

- в хозяйственно-трудовой  деятельности;     

- в личной или  семейной сфере, не затрагивающей  интересы общества.     

  Третий элемент административно-правового статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.     

  Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.     

 Административно-правовой  статус гражданина обладает рядом особенностей.    

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.    

  Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами),  либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  гражданин  имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).    

В-третьих, содержание  административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).    

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"