Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:50, доклад
Масштабы распространения коррупции в стране, в том числе и в правоохранительных органах, вызывают беспокойство всего российского общества и руководства государства. Вопросы коррумпированности государственных служащих неоднократно становились одной из главных тем выступлений Президента России, который на одном из заседаний Совета по борьбе с коррупцией в 2010 году в частности отметил, что «в целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственный аппарат.
Коррупция в правоохранительных органах
Масштабы распространения коррупции в стране, в том числе и в правоохранительных органах, вызывают беспокойство всего российского общества и руководства государства. Вопросы коррумпированности государственных служащих неоднократно становились одной из главных тем выступлений Президента России, который на одном из заседаний Совета по борьбе с коррупцией в 2010 году в частности отметил, что «в целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственный аппарат. И особенно она нетерпима в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией». Так, в 2009 году так сказать "под статью" попали 7370 коррупционеров. Из них 995 работников органов внутренних дел, 81 сотрудник таможни, 21 — наркоконтроля, 9 прокурорских работников, а также 4 судьи. Получается, что практически каждый седьмой коррупционер является представителем правоохранительной и судебной системы. Данные факты прямо соотносятся с показателем уровня доверия граждан к правоохранительным органам. Так, проведённое социологического исследования Фонда "Общественный вердикт", показало, что 70% россиян не доверяют милиции, суду и прокуратуре. Анкетирование, проведенное среди сотрудников различных правоохранительных органов позволяет дать общую оценку самих сотрудников: (18%) респондентов среди сотрудников правоохранительных органов полагают, что большинство сотрудников берут взятки; 22% -что половина. Оптимистичные выводы позволяет сделать факт, что 50% опрошенных сотрудников полагают, что получение взятки - должностное преступление, совершаемое меньшинством сотрудников. Очевидно, что одной из мер противодействия коррупции в рядах правоохранительных органов является её кардинальное реформирование. Одним из шагов, сделанных государством в данном направлении была разработка законопроекта «О полиции» и инициатива Президента РФ о создании единого следственного органа. Однако у большинства граждан и самих сотрудников правоохранительных органов результативность данных мер вызывает скептицизм: 56% опрошенных граждан и 70% сотрудников считают, что динамика развития коррупционной преступности останется на прежнем уровне. 18% граждан и 20% стражей порядка уверены, что динамика имеет явную тенденцию к росту числа должностных злоупотреблений и коррупционных преступлений. Оптимистично смотрят в будущее 26% респондентов и только 8% сотрудников.
В качестве одного из основных условий, способствующих совершению сотрудниками ОВД корыстных должностных преступлений, влияет отсутствие постоянного и действенного контроля за законностью их служебной деятельности, в том числе при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Большое значение в системе данной группы преступлений имеют негативные личностные характеристики самих сотрудников, влияние микросреды, внутри которой в течение многих лет складывалось лояльное отношение или даже скрытое одобрение к подобным фактам. Среди сотрудников ОВД имеются лица с высоким уровнем материального достатка, достигнутого за счет противоправной и преступной деятельности, на которых стараются ориентироваться и многие другие (особенно, когда эти лица длительное время остаются безнаказанными). Определенное криминогенное значение имеет также «дефицит культуры» у многих сотрудников ОВД, подверженность их профессиональной деформации, восприятие своей профессии как не престижной.
Коррупция поразила
все службы и уровни правоохранительных
органов. За взятки начинают искать преступников,
за взятки отпускают виновных, за взятки
привлекают к ответственности и
сажают в тюрьму невиновных. Рядовые
сотрудники делятся полученными
взятками с непосредственными
Публиковались данные,
как сотрудники Государственной инспекции
безопасности дорожного движения (ГИБДД)
в Санкт-Петербурге распределяют взятки.
65% – в собственный карман, 25% – начальству,
5% – выпускающему на воротах, 5% дежурному.
В зависимости от того, сколько ты даешь
начальству, ты получаешь «хлебное место»
для дежурства. Справедливости ради следует
сказать, что ОВД – не исключение в условиях
тотальной коррупции в России. Например,
стоимость назначения депутата Государственной
Думы на должность председателя комитета
– порядка $30000, стоимость внесения любого
законопроекта на рассмотрение Государственной
Думы – около $250000, статус помощника депутата
оценивается в $4000-5000. Должность председателя
департамента Верховного Суда РФ стоила
$400000, заместителя председателя Московского
арбитражного суда — $1,3 миллиона, заместителя
министра энергетики — $10 миллионов. За
деньги можно все: от невозбуждения уголовного
дела ($10000 – 25000) до возбуждения уголовного
дела ($200000 – 1 000000). К настоящему времени
Российские правоохранительные органы
вошли в десятку самых коррумпированных
в мире, наряду с Мексикой, Гаити, Суданом,
Бирмой, Узбекистаном, Кенией.
Обстоятельства, способствующие
коррумпированию правоохранительных
органов:
• Давняя российская традиция
(еще с царской России).
• Коррумпированность
высших должностных лиц (и тогда для младшего
и среднего состава получение и вымогательство
взятки «оправдано»).
• Фактическая безнаказанность
и массовое распространение коррупции
превратило взяточничество в социальную
«норму».
• Крайне низкая оплата
труда сотрудников милиции (на 2011 г.) Как
могут жить на свою заработную плату не
только рядовые, но и офицеры? Подполковник
или полковник милиции получает 16-18 тысяч
рублей в месяц, а лейтенанты и капитаны,
у многих из которых семьи, получают порядка
10-12 тыс. рублей. Месячная заработная плата
сержанта – 8 тысяч рублей, а рядового
– 7 тысяч рублей. Уборщица не пойдет работать
за такие деньги! Сегодня заведомо платят
деньги, на которые не может прожить специалист,
и это преступление – уже со стороны власти,
а не со стороны милиции. Российский старший
офицер, отслужив 25 лет в милиции, получит
пенсию до 5 тыс. рублей.
К этому следует добавить
широко распространенное «черное рейдерство»,
когда с помощью милиции, милицейского
спецназа (ОМОН) одни «предприниматели»
отнимают бизнес у других. Сколько это
стоит рассказал советник Конституционного
Суда РФ, генерал-майор милиции в отставке,
профессор В. Овчинский: «Все зависит от
того, какова конечная цель. Допустим,
хотят захватить крупное предприятие,
которое стоит $10 млн. Цена вопроса – 10%,
то есть $1 млн. идет на подкуп тех правоохранителей,
кто осуществляет рейдерский захват. Если
стоящий объект — может доходить и до
30%. Соответственно, если цена вопроса
$100 млн., то $30 млн. идет на подкуп сотрудников
правоохранительной системы». В настоящее
время (с конца 2010 года) преступное слияние
организованной преступности («бандитов»),
«правоохранительных» органов – «силовиков»
(включая милицию) и местных органов власти
признают на самом высшем уровне.
Конечно, говоря о фактах коррупции нельзя стричь всех под одну гребёнку. Всё-таки многие сотрудники правоохранительных органов могут похвастаться незапятнанной коррупционными действиями репутацией не только в официальных документах, но и на деле. Однако, факт, что проблема коррупции, острой, требующей скорейшего разрешения, несомненна.