Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:57, курсовая работа
Конституция Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя – местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формулой осуществления народом принадлежащей ему власти.
В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало достаточно обыденной и стабильной частью объективной реальности.
Введение ............................................................................................................ 2
1. Понятие и основные теории местного самоуправления........................... 3
1.1. Понятие и общие принципы местного самоуправления в России........ 3
1.2. Основные теории местного самоуправления........................................... 6
2. Функции местного самоуправления ........................................................... 9
3. Организационно-правовые основы местного самоуправления в России 12
3.1.Конституционно-правовые основы местного самоуправления............. 12
3.2.Органы местного самоуправления ............................................................ 14
3.3. Территориальные основы местного самоуправления в России............. 21
3.4.Финансы местного самоуправления.......................................................... 23
4. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления............ 25
5. Проблемы становления местного самоуправления в России.................... 28
Заключение......................................................................................................... 30
Список использованной литературы............................................................... 33
Двойственный характер муниципальной деятельности находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно ей, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки общественных интересов и, следовательно, должны действовать как инструменты государственной администрации. Это предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают как агенты государства на местном уровне и действуют под контролем государства. Двойственную, государственно-общественную природу местного самоуправления признают большинство современных ученых.
В
теории «социального обслуживания»
делается ставка на осуществление органами
местного самоуправления одной из основных
своих задач – организации
обслуживания населения, предложения
ему различных услуг. Главная
цель деятельности местного самоуправления,
по мнению сторонников этой теории, благосостояние
жителей.
2. Функции местного самоуправления.
Функции
местного самоуправления являются одной
из важнейших категорий
Для наилучшего понимания сущности местного самоуправления, мы отметим, что функции местного самоуправления имеют определенную связь с целями и задачами.
Целями местного
самоуправления можно считать развитие
народовластия, привлечение населения
к участию в управлении муниципальным
образованием и решению вопросов
обеспечения его
Задачи местного самоуправления включают:
Именно из этих задач вытекают функции местного самоуправления. Наукой муниципального права разработано несколько классификаций функций местного самоуправления. Разработанные на основе функций государства.
граждан на осуществление местного самоуправления. В частности согласно Конституции РФ Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003г. и другим законодательным актам Российской Федерации граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, принимать участие в местном референдуме, иным способом непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления и т.д.
местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, обеспечению комплексного развития территории муниципального образования, осуществление иной, предусмотренной законом деятельностью по решению вопросов местного значения.
местного
самоуправления по удовлетворению потребностей
населения в коммунально-
деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления вправе обеспечивать общественный порядок путем создания в установленном законом порядке муниципальной милиции. В тех случаях, когда муниципальная милиция не создается, указанная функция реализуется органами местного самоуправления благодаря их взаимодействию с подразделениями милиции общественной безопасности, а также путем создания привлечения к этой деятельности добровольных народных дружин, а также иными разрешенными законом способами.
органами местного самоуправления в области решения вопросов природоохраны и природопользования на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления обязаны организовывать и осуществлять:
Все
указанные функции местного самоуправления
взаимосвязаны и исполняются органами
местного самоуправления в совокупности.
При этом роль населения в реализации
функций местного самоуправления тем
больше, чем больше развития получает
институт местного самоуправления в конкретном
муниципальном образовании.
3. Организационно-правовые основы местного самоуправления.
3.1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
Понятие правовой основы местного самоуправления в России.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. правовую основу местного самоуправления составляют:
Правовая основа местного самоуправление имеет важное значение, т.к. в современном обществе роль права как регулятора общественных отношений все более возрастает. Соответственно территориальная организация местного самоуправления, его финансовые, экономические и организационные условия находят свое непременное отражение в праве. Без закрепления и конкретизации в нормативно-правовых актах невозможна их реализация.
Существует четыре уровня нормативно-правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в РФ:
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Наиболее значимым международным правовым актом, имеющим непосредственное отношение к становлению и развитию местного самоуправления в России, является Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., ратифицированная Российская Федерация в 1998 г.
В
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется
право: если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные
внутригосударственным
Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. Основное значение для местного самоуправления имеет часть первая Харти, где содержаться основные принципы и гарантии местного самоуправления, которые по возможности должны быть отражены во внутреннем законодательстве государств, ретифицировавших Хартию
Помимо Европейской хартии определенное значение для российского местного самоуправления имеет Международный пакет «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1996 г. В частности, нормы содержащиеся в ст. 25 ориентируют на обеспечение во внутри государственной практике реальной выборности органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, в ней сказано, что каждый гражданин должен иметь право и возможность:
2.2. Органы местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относятся:
1. Выборные органы, образуемые в соответствии со статьями федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 №131-ФЗ, региональным и муниципальным законодательством.
2. Иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Федеральный закон определяет, что наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Права, которыми должны обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей, основные из них:
1.Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.
2.Право распоряжения муниципальным имуществом – в частности, установление арендной платы в отношении муниципальной собственности, составления перечня неотчуждаемых объектов, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и тд.
3.Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями.
4.Право установления местных налогов и сборов, распоряжение муниципальными финансами.
5.Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальным предприятием.
6.Право
принудительного отчуждения (выкупа)
частного имущества, что
7.Право всякого органа власти – право принятия общеобязательных на территории муниципального образования решений (постановлений, решений и других нормативно-правовых актов).
Информация о работе Местное самоуправление, проблемы его становления