Место и роль административного права в системе права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Работа состоит из  1 файл

Место и роль административного права в системе права России.docx

— 27.32 Кб (Скачать документ)

Место и роль административного  права в системе права России

Введение 

Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные  по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые  общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой  деления права на отрасли и  институты являются предмет и  метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы  права. 1

Важнейшее место в системе  российского права и юридической  науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским  и уголовным правом.

Административное право  составляет основу правового регулирования  разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных  сферах общественной и государственной  жизни.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

В прошлые годы ученые, определяя  предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие  в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение  не раскрывает полностью сущность административного  права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».2

Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

1 Предмет административного  права

Административное право  является одной из ведущих отраслей российского права. Вопрос о предмете административного права тесно  связан с проблемами исполнения конституционных  норм, норм законодательств о правах и свободах граждан, общественных объединений, с проблемами построения системы  органов исполнительной власти, деятельности публичной администрации , федерализма, роли государства в области экономики, социально-культурной и административно-политической сферах и т.д.

Важной особенностью административного  права Российской Федерации в  настоящий период является формирование условий для организации и  эффективного функционирования органов  исполнительной власти.

Административное право  как самостоятельная отрасль  российского права регулирует отношения, возникающие в административно-публичной  сфере.

Административно-публичная  сфера - это такая область функционирования государства, в которой формируются и реализуются общественные отношения, составляющие предмет административного права, непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью. Эти отношения возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельностью. Административное право регулирует отношения с участием субъекта исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций государственно-управленческого характера. Если же орган государственного управления совершает действия, которые не предусмотрены его компетенцией и не установлены нормативными правовыми актами, если он не использует властных распорядительных полномочий, то в этом случае его деятельность не относится  сфере административно-правового регулирования. Таким образом, не всякое общественное отношение в сфере государственного управления составляет предмет административного права.3

 

Между отраслями российского  права есть серьезные различия. Важнейшие  из них:

  1. Предмет регулирования;
  2. Метод регулирования;
  3. Принципы отраслевого регулирования;
  4. Цели отрасли права;
  5. Субъекты отрасли права и отраслевых правоотношений;
  6. Источники отрасли права;
  7. Система отрасли права.4

 

В юридической науке утвердилось  мнение о том, что отрасли права  отличаются друг от друга, прежде всего  предметом и методом правового  регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются  самые различные мнения

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».5

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного  права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной (представительной) и  судебной власти, а также органов  прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий». 6

Таким образом, Ю.М. Козлов в  качестве предмета административного  права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере  исполнительной власти.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые акты (админ  право как отрасль права)

Конституция РФ

ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5721.

Закон РФ «О милиции» 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503.

Закон РФ «О государственной  границе» от 1 апреля 1993 г. с последующими изменениями // Ведомости СНД и  ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

ФЗ «Об основах государственной  службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

ФЗ «О безопасности дорожного  движения» от 10 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4973; 1999. № 10. Ст. 1158.

Правила регистрации граждан  и снятия с регистрационного учета  по месту пребывания и по месту  жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства  РФ от 17 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция РФ

ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.

Закон РФ «О порядке обжалования  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // ВВС. 1993. № 19. Ст.685; СЗ РФ. 1995. № 51. Cт. 4970.

ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

ФЗ «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

Закон РФ «О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места прибывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. // ВВС. 1993. № 32.Ст. 1227

Указ Президента РФ «О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента РФ, Правительства  РФ и нормативно-правовых актов федеральных  органов исполнительной власти»  от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №30. Ст. 3605

Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. // Российская газета. 2000. 22 марта.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г. № 16-П.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 11.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 г. № 1.

Постановление Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. № 248

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке Устава- Основного закона Читинской области.

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционного ряда положений Устава (Основного  закона) Тамбовской области» от 10 декабря 1997 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. по делу о проверки  Конституции и закона Республики Коми.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих  ы связи xx принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» от 27 января 2003 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14.

Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ «О некоторых  вопросах, связанных с введение в  действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 27 января 2003 г. № 2.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ  ПУНКТОВ 10, 12, 21 ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И  СНЯТИЯ  ГРАЖДЫН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ  ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ от 17 июня 1995 года № 713»

От 2 февраля 1998 года № 4-П

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ!!!!!!!

1 Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2002. С.389-392.

2 Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.3-5.

3 Хаманева Н.Ю. «Административное право Российской Федерации», Юристъ, Москва, 2004, с. 556

4 Бахрах Д.Н. «Административное право России», ЭКСМО, Москва, 2011, с. 622

5 Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 1995. С.3-5.

6 А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право РФ. Учебник. М.,1999. С.24.

7 Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002. С.27-28.


Информация о работе Место и роль административного права в системе права России