Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:15, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
Место и роль административного права в системе права России
Введение
Из теории права известно,
что нормы права, взаимосвязанные
по предметно-функциональному
Важнейшее место в системе
российского права и
Административное право
составляет основу правового регулирования
разнообразных общественных отношений,
повседневно возникающих в
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.
В прошлые годы ученые, определяя
предмет административного
Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».2
Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
1 Предмет административного права
Административное право является одной из ведущих отраслей российского права. Вопрос о предмете административного права тесно связан с проблемами исполнения конституционных норм, норм законодательств о правах и свободах граждан, общественных объединений, с проблемами построения системы органов исполнительной власти, деятельности публичной администрации , федерализма, роли государства в области экономики, социально-культурной и административно-политической сферах и т.д.
Важной особенностью административного права Российской Федерации в настоящий период является формирование условий для организации и эффективного функционирования органов исполнительной власти.
Административное право
как самостоятельная отрасль
российского права регулирует отношения,
возникающие в административно-
Административно-публичная сфера - это такая область функционирования государства, в которой формируются и реализуются общественные отношения, составляющие предмет административного права, непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью. Эти отношения возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельностью. Административное право регулирует отношения с участием субъекта исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций государственно-управленческого характера. Если же орган государственного управления совершает действия, которые не предусмотрены его компетенцией и не установлены нормативными правовыми актами, если он не использует властных распорядительных полномочий, то в этом случае его деятельность не относится сфере административно-правового регулирования. Таким образом, не всякое общественное отношение в сфере государственного управления составляет предмет административного права.3
Между отраслями российского права есть серьезные различия. Важнейшие из них:
В юридической науке утвердилось
мнение о том, что отрасли права
отличаются друг от друга, прежде всего
предметом и методом правового
регулирования. В литературе по поводу
содержания и структуры предмета
административного права
Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».5
Также имеется и другое
мнение по поводу предмета административного
права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет
административного права
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие
отношения организационного характера,
возникающие в сфере внутренней
жизни общественных объединений
и других негосударственных
Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.
Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».7
Нормативно-правовые акты (админ право как отрасль права)
Конституция РФ
ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5721.
Закон РФ «О милиции» 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503.
Закон РФ «О государственной границе» от 1 апреля 1993 г. с последующими изменениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
ФЗ «Об основах
ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4973; 1999. № 10. Ст. 1158.
Правила регистрации граждан и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция РФ
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.
Закон РФ «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // ВВС. 1993. № 19. Ст.685; СЗ РФ. 1995. № 51. Cт. 4970.
ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.
ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места прибывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. // ВВС. 1993. № 32.Ст. 1227
Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №30. Ст. 3605
Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. // Российская газета. 2000. 22 марта.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г. № 16-П.
Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 11.
Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 г. № 1.
Постановление Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. № 248
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке Устава- Основного закона Читинской области.
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционного ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» от 10 декабря 1997 г.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. по делу о проверки Конституции и закона Республики Коми.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих ы связи xx принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» от 27 января 2003 г.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введение в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 27 января 2003 г. № 2.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 10, 12, 21 ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДЫН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ от 17 июня 1995 года № 713»
От 2 февраля 1998 года № 4-П
ПОСЛЕДНЕЕ!!!!!!!
1 Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2002. С.389-392.
2 Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.3-5.
3 Хаманева Н.Ю. «Административное право Российской Федерации», Юристъ, Москва, 2004, с. 556
4 Бахрах Д.Н. «Административное право России», ЭКСМО, Москва, 2011, с. 622
5 Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 1995. С.3-5.
6 А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право РФ. Учебник. М.,1999. С.24.
7 Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002. С.27-28.
Информация о работе Место и роль административного права в системе права России