Метод убеждения как метод административного права и его роль на современном этапе развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:26, контрольная работа

Описание

Цель нашей работы – изучить такой метод административного права, как убеждение и раскрыть его роль в современном обществе.
Для достижения цели необходимо достичь следующих целей:
Рассказать об универсальных методах государственного управления – убеждении и принуждении.
Раскрыть суть метода убеждения.
Выявить признаки убеждения как метода государственного управления.
Выяснить роль метода убеждения на современном этапе развития государства.

Содержание

введение……………………………………………………………………
3
1. УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………….

5
2. СУЩНОСТЬ УБЕЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ………………………………………..

8
3. ПРИЗНАКИ УБЕЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………………………..

13
4. РОЛЬ МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА………………………………………………..

16
заключение………………………………………………………………..
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………
23

Работа состоит из  1 файл

Административное Орлова.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Убеждение, как было указано выше, по своей природе, направлено на такое воздействие на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно. Такого рода эффекта можно добиться посредством применения следующих видов мер:

- стимулирующих (в том числе поощрительных);

- воспитательных;

- разъяснительных.

1. Первая группа мер основана на все тех же не очень положительных свойствах человеческой натуры (жадность, стяжательство, стремление к наживе, тщеславие, зависимость от чужого авторитетного мнения, карьеризм и т.п.). Вполне оправданным представляется суждение о том, что всякая деятельность человека так или иначе связана со стимулами. Не имея причин для совершения тех или иных действий, человек прекратил бы всякую деятельность. Условно говоря, стимул - основа эволюции (желание убить мамонта заставило когда-то человека сделать из камня топор). Стимулирующие меры могут носить экономический, организационный, социальный характер, а также являться поощрительными.

 Экономические меры  стимулирования применяются в  основном в отношении субъектов  хозяйственного оборота: юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  и могут проявляться в виде  установления налоговых и финансовых  льгот; квотировании; льготном кредитовании; введении льготных режимов осуществления тех или иных видов деятельности.

 Стимулирование организационного  характера заключается, в частности,  в облегчении процедуры прохождения  определенных бюрократических процедур  для стимулируемого объекта, введении упрощенной процедуры бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявлении менее строгих требований к структуре, порядку деятельности, организации работы организации и т.п. мерах, применяемых чаще всего в отношении молодежных, благотворительных, религиозных и других некоммерческих организаций, общественных объединений, т.е. коллективных субъектов административного права, нуждающихся в поддержке в силу приоритетов государственной политики в соответствующей области.

 Социальное стимулирование  основано на создании системы льгот, обеспечивающих поддержание надлежащего жизненного уровня социально незащищенных слоев общества.

Существующие в действующем  законодательстве системы льгот  и компенсаций по отношению к  инвалидам, лицам пожилого возраста, сиротам, жертвам техногенных и природных бедствий, ветеранам войны и труда и т.п. категориям являются социальными мерами стимулирования. В данном случае с помощью указанных мер государством стимулируется состояние социальной стабильности, адекватное социальное поведение достаточно широкого круга лиц, недостаточно приспособленных в силу объективных причин к жизни в условиях капиталистического устройства.

 Поощрительное стимулирование  основано на адресном выделении  того или иного лица в связи  с осуществляемой им деятельностью, совершением конкретного социально положительного поступка. Поощрительные меры могут быть морального, материального и смешанного характера. Моральное поощрение может проявляться во вручении грамот, объявлении благодарности, помещении фотографии на Доску почета, награждении нагрудным знаком, государственной наградой, присвоении специального звания (Героя России, Героя труда, заслуженного педагога, артиста, юриста, мастера спорта и т.п.). Материальные поощрительные меры - это надбавки (за ученую степень, за знание иностранных языков), премии (за высокую производительность труда, за победу в конкурсе) и ценные подарки. Зачастую поощрительные меры носят смешанный характер (например, администрация исправительного учреждения может поощрить заключенного получением дополнительной посылки, одновременно морально и материально стимулируя его к соблюдению требований режима отбывания наказания).

2. Воспитательные меры убеждения  применяются в государственном  управлении достаточно скупо.  Так, применение таких мер установлено ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Уголовно-исполнительный кодекс РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база. Большое воспитательное воздействие оказывают такие меры, как пропаганда и агитация (здорового образа жизни, бережного отношения к природе), личный пример образцового социального поведения высших должностных лиц государства, небюрократический подход к социально актуальным проблемам и т.д.

3. Разъяснительные меры  стимулирования - это проведение митингов, организация инструктажей, публичные выступления и интервью высших должностных лиц государства, выпуск листовок, рекламных материалов (в том числе так называемая «социальная реклама» на телевидении), а также манипулирование (безусловно, недопустимое) средствами массовой информации. Собственно, разъяснительные меры направлены в той или иной степени на создание общественного мнения по конкретному вопросу социальной действительности.

Таким образом, убеждение как метод государственного управления – это способы и средства воздействия, направляющие сознание и поведение людей на добровольное выполнение правовых и организационных установок субъектов государственного управления.

 

3. ПРИЗНАКИ  УБЕЖДЕНИЯ КАК  МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ

На основании критериев, предложенных профессором Д.Н. Бахрахом, попробуем выявить признаки убеждения как метода государственного управления (административного убеждения).

1. Административное убеждение  используется постоянно, систематически. Поскольку цель убеждения никогда не может быть полностью достигнута, она всегда будет стоять среди важных задач государственного управления.

Даже если человек с сознанием  высокого долга соблюдает правовые нормы, нельзя на этом основании утверждать, что он не нуждается в воспитательном воздействии государства. Возникают новые нормы и правила, отменяются и

изменяются ранее действующие, следовательно, требуется постоянное, систематическое и, по выражению профессора Д.Н. Бахраха, «круглосуточное» [5, с. 189] воздействие в отношении граждан.

2. Административное убеждение  используется в отношении всех  граждан. Средства убеждения адресованы абстрактному, неограниченному кругу лиц. Этот круг может быть огромным (телевизионная реклама о безопасности дорожного движения) или незначительным (инструктаж школьников о безопасности дорожного движения). В любом случае у метода убеждения нет конкретного адресата и оно не связано с индивидуальным воздействием.

3. Фактическое основание  использования убеждения отсутствует. Если для применения поощрения и принуждения необходимо фактическое основание применения, то у убеждения таких оснований не бывает. Можно вести речь о

некоторых условных, опосредованных основаниях убеждения, но конкретного, реального основания применения данного метода не существует.

4. Целью административного  убеждения является будущее одобряемое  государством поведение. Убеждение гарантирует добровольность совершения действий, сознательную добросовестность и нормальные отношения в будущем.Действуя по убеждению, человек сознает, что его определенные интересы совпадают с требованием убеждающего, их воля совпадает. Чаще целью административного убеждения является правомерное поведение. Правомерное поведение является объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, содействует его развитию и благополучию. Правомерное поведение является противоположностью правонарушения. Убеждение используется и с целью правомерного поведения, и с целью предупреждения правонарушений. Однако убеждение используется не только с целью правомерного поведения, но и с целью правильного поведения с точки зрения государства. В обществе существуют разновидности поведения, которые не являются правонарушениями, но и не одобряются государством. Целью убеждения в этом случае является объяснить гражданам необходимость добровольно отказаться от такого поведения. Например, такие действия, как курение, чрезмерное употребление спиртных напитков, отказ от вакцинации домашних животных не являются противоправными, однако не соответствуют государственной политике в области здравоохранения. В этом случае государство использует различные средства убеждения. Также убеждение используется и в целях полезного с точки зрения государства поведения. Активно используется убеждающее воздействие об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, о повышении рождаемости, о военной службе по контракту и т.д. Целью убеждения являются изменения в

сфере рационального  мышления людей, которые происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами.

5. Административное убеждение использует разнообразные средства информирования. В настоящее время широко используются такие средства, как телевидение, радио, Интернет, для доведения до сведения граждан политики государства, изменений в законодательстве, значений государственных программ. Органы государственного управления активно используют различные интернет-ресурсы взаимодействия с гражданами (http://www.elrussia.ru/ – материалы реализации ФЦП «Электронная Россия»;

http://www.ogic.ru/ – федеральный  портал государственных услуг  населению; http://www.internet-law.ru/ – центр ИНТЕРНЕТ и право; http://gu.nnov.ru/ – портал государственных услуг в Нижегородской области и др.).

6. Административное убеждение осуществляется от имени субъекта государственного управления. В общественной жизни используются различные виды убеждения: коммерческое (от имени производителя с целью получения прибыли); общественное (от имени общественной организации, политической партии, религиозного объединения с соответствующими целями). Административное убеждение осуществляют органы государственного управления в целях соблюдения норм и правил в соответствующей сфере, подведомственной государству.

7. Убеждение рассматривается  как основной метод воздействия. С этим нельзя не согласиться, тем более что использование других методов – поощрения и принуждения – также «работает» на убеждение. Убеждение – это главный метод воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение – активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности. Кроме того, метод убеждения ориентирован на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.

Критерием результативности убеждения является убежденность. Это  глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

 

4. РОЛЬ МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Роль убеждения в  публичном управлении имеет огромное значение. С проведением существенных социально-экономических реформ роль убеждения неизмеримо возросла как в публичном управлении, так и в целом в общественных отношениях.

Демократический режим  открывает большие возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, участию в делах государства. Это заставляет их брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный политический опыт людей.

Убеждение как метод  представляет собой активное и систематическое воздействие на сознание и поведение людей с целью добровольного подчинения правовым предписаниям. Обязательность соблюдения норм права опирается прежде всего не на принуждение, а на убеждение в том, что эти нормы соответствуют принципам демократического государства, приоритету прав граждан, выражают единство интересов государства и личности, справедливо защищают общество, государство, права и свободы граждан.

В современных условиях государством выдвинуто требование – сделать уважение к праву, закону личным убеждением каждого человека. Следовательно, нельзя довольствоваться соблюдением правил только в силу обязанности. Целью убеждения, таким образом, является воспитание у граждан стойкой привычки правомерного поведения. Правовое воспитание должно быть направлено на формирование такого поведения, которое давалось бы без напряженных внутренних усилий, когда правомерные поступки личности становятся привычкой, чем-то само собой разумеющимся. Однако нельзя смотреть на привычку как на нечто такое, что освобождает человека от необходимости думать, планировать, анализировать, стремиться к осуществлению своих целей. Поэтому для формирования правомерного поведения чрезвычайно важно, чтобы человек осознавал, понимал, почему он должен поступить так, а не иначе, т.е. нужны устойчивые знания и представления о характере и цели поступков. Таким образом, можно уверенно определить, что объектом убеждения является правовое сознание, а целью – правовая культура. Одним из средств убеждения является правовое воспитание. Правосознание характеризуется правовой информированностью, правовой убежденностью и правовой активностью. Правовая информированность в первую очередь обусловливает правосознание. Правовое сознание существует прежде всего в форме знания. Чем выше у личности уровень правовой осведомленности, информированности, тем выше уровень правовой культуры.

В сфере юридической  деятельности широко применяется понятие «правовая информация». К правовой информации относятся правовые акты и вся информация, которая связана с правом: проекты законов и других нормативных актов, толкование и реализация правовых норм, изучение практики их применения. В правовую информацию включаются также документы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Информация о работе Метод убеждения как метод административного права и его роль на современном этапе развития государства