Вместе с тем возмездное
изъятие охотничьего оружия, боевых припасов
и других дозволенных орудий охоты или
рыболовства не может применяться к лицам,
для которых охота или рыболовство является
основным законным источником средств
к существованию.
Конфискация орудия совершения
или предмета административного правонарушения
представляет собой принудительное безвозмездное
обращение в федеральную собственность
или в собственность субъекта РФ не изъятых
из оборота вещей. Конфискация назначается
судьей.
Вместе с тем конфискация
охотничьего оружия, боевых припасов и
других дозволенных орудий охоты или рыболовства
не может применяться к лицам, для которых
охота или рыболовство является основным
законным источником средств к существованию.
Лишением специального
права - лишение физического лица, совершившего административное
правонарушение, ранее предоставленного
ему специального права. Согласно КоАП
РФ это наказание устанавливается за грубое
или систематическое нарушение порядка
пользования этим правом в случаях, предусмотренных
статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение
специального права назначается судьей.
Срок лишения специального права не может
быть менее одного месяца и более двух
лет.
Лишение специального
права в виде права охоты
не может применяться к лицам,
для которых охота является
основным законным источником
средств к существованию.
Административный
арест заключается в содержании
нарушителя в условиях изоляции
от общества. Срок административного
ареста исчисляется сутками и
устанавливается до 15 суток, а
за нарушение требований режима
чрезвычайного положения или
режима в зоне контртеррористической операции - до 30 суток.
При этом срок административного задержания
включается в срок административного
ареста. Административный арест назначается
судьей. Административный арест не считается
лишением свободы и не влечет судимости.
Он не может применяться к беременным
женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте
до 14 лет, лицам, не достигшим возраста
18 лет, инвалидам I и II групп.
Административное
выдворение за пределы РФ иностранных
граждан или лиц без гражданства
заключается в принудительном и контролируемом перемещении
указанных граждан и лиц через Государственную
границу Российской Федерации за пределы
Российской Федерации либо в контролируемом
самостоятельном выезде иностранных граждан
и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Оно назначается судьей, а в случае совершения
иностранным гражданином или лицом без
гражданства административного правонарушения
при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими
должностными лицами.
Порядок административного
выдворения иностранного гражданина и лица без гражданства за пределы
Российской Федерации определен ст. 34
Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О
правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации".
Административное
выдворение иностранного гражданина
(лица без гражданства) за пределы Российской Федерации
осуществляется за счет средств выдворяемого
иностранного гражданина, а в случае отсутствия
таких средств либо в случае, если иностранный
работник принят на работу с нарушением
установленного порядка привлечения и
использования иностранных работников,
- за счет средств пригласившего его органа,
дипломатического представительства
или консульского учреждения иностранного
государства, гражданином которого является
выдворяемый иностранный гражданин, международной
организации либо ее представительства,
физического или юридического лица, пригласивших
иностранного гражданина (лица без гражданства).
В случае, если установление
приглашающей стороны невозможно,
расходы на административное
выдворение иностранного гражданина
(лица без гражданства) за пределы Российской
Федерации производятся за счет средств
федерального бюджета.
Административное
выдворение иностранного гражданина
(лица без гражданства) за пределы
РФ осуществляют органы Федеральной
миграционной службы либо органы пограничной службы. Информация о выдворении
направляется указанными органами в МИД
России, который в свою очередь уведомляет
об административном выдворении иностранного
гражданина за пределы РФ дипломатическое
представительство или консульское учреждение
иностранного государства в Российской
Федерации, гражданином которого является
выдворяемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане
(лица без гражданства), подлежащие
административному выдворению за
пределы Российской Федерации,
по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях
органов Федеральной миграционной службы
или пограничной службы либо в специальных
учреждениях, создаваемых в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации,
до исполнения решения об административном
выдворении за пределы Российской Федерации.
Дисквалификация как
вид административного наказания
заключается в лишении физического
лица права занимать руководящие
должности в исполнительном органе
управления юридического лица, входить
в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также осуществлять управление
юридическим лицом.
Дисквалификация может
быть применена к лицам, осуществляющим
организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции в органе
юридического лица, к членам совета директоров,
а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, в том числе к арбитражным управляющим3.
Административное наказание в виде дисквалификации
назначается судьей. Срок дисквалификации
устанавливается от шести месяцев до трех
лет.
Административное
приостановление деятельности заключается
во временном прекращении деятельности
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица,
юридических лиц, их филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственных
участков, а также эксплуатации агрегатов,
объектов, зданий или сооружений, осуществления
отдельных видов деятельности (работ),
оказания услуг.
Административное
приостановление деятельности применяется
в случае угрозы жизни или
здоровью людей, возникновения
эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения)
подкарантинных объектов карантинными
объектами, наступления радиационной
аварии или техногенной катастрофы, причинения
существенного вреда состоянию или качеству
окружающей среды либо в случае совершения
административного правонарушения в области
оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное
приостановление деятельности назначается
судьей только в случаях, предусмотренных
статьями Особенной части КоАП
РФ. Административное приостановление деятельности устанавливается
на срок до 90 суток.
Судья на основании
ходатайства лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность
без образования юридического
лица, или юридического лица досрочно
прекращает исполнение административного
наказания в виде административного приостановления
деятельности, если будет установлено,
что устранены обстоятельства, послужившие
основанием для назначения данного административного
наказания.
Обстоятельства,
смягчающие административную ответственность
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами,
смягчающими ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего
административное правонарушение;
добровольное сообщение лицом
о совершенном им административном
правонарушении. Речь идет о том,
что лицо осудило свое деяние, заверило
остальных в том, что в дальнейшем не совершит
административного правонарушения4. Имеется
в виду любая форма раскаяния, в т.ч. и деятельное
раскаяние (например, заглаживание вреда
каким-либо образом). Самостоятельным
видом обстоятельства смягчающего ответственность
является добровольное сообщение лицом
о совершенном им административном правонарушении.
Сообщение может быть письменным, устным,
по факсу, по телефону, при личной явке
виновного. Главное чтобы оно было именно
добровольным (а не под давлением, например,
сотрудников милиции, таможенного органа
и т.д.). Не важно, в какой орган лицо сообщит
о совершенном деянии - важен сам факт
того, что лицо добровольно решило сообщить
о совершенном правонарушении;
2) предотвращение виновным лицом вредных последствий
правонарушения, добровольное возмещение
ущерба или устранение причиненного вреда.
То есть после того, как деяние было совершено,
лицо:
а) стало предпринимать
меры, чтобы его вредные последствия
не наступили или наступили в меньшем объеме;
б) предупредило
лицо (против интересов которого
было направлено административное
правонарушение) о возможных вредных
последствиях административного
правонарушения, помогло ему избежать
таких последствий;
в) добровольно
возместило причиненный вред;
г) устранило причиненный
административным правонарушением вред;
3) совершение правонарушения
в состоянии сильного душевного
волнения (аффекта) либо при стечении
тяжелых личных или семейных
обстоятельств. Сам по себе
аффект не освобождает лицо от административной ответственности,
не свидетельствует о том, что вина отсутствует,
но смягчает ответственность. Закон не
оговаривает причины и конкретные виды
упомянутых обстоятельств: важно, чтобы
характер этих обстоятельств был именно
неблагоприятным (тяжелым) и чтобы они
были неразрывно связаны с личностью правонарушителя
(боль, страдание, переживание, чувство
голода и т.д.);
4) совершение правонарушения
несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения
беременной женщиной или женщиной,
имеющей малолетнего ребенка. Речь идет
о том, что беременность женщины имела
место именно в момент совершения противоправного
действия или бездействия (а не в момент
назначения административного наказания)
Этот перечень не
является исчерпывающим, поэтому
орган или должностное лицо, рассматривающее
дело об административном правонарушении,
может признать смягчающими и обстоятельства,
не указанные в законодательстве.
5. Обстоятельства, отягчающие
административную ответственность
В соответствии со ст. 4.3
КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную
ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного
поведения, несмотря на требование
уполномоченных на то лиц прекратить
его. Под уполномоченными на
то лицами понимаются лица, указанные
в ст. 23.1-23.65 КоАП РФ. Требование прекратить противоправное
поведение может быть и устным, однако
в ряде случаев закон устанавливает письменную
форму такого требования (например, путем
направления налогового уведомления,
путем вручения предписания);
2) повторное в течение года совершение однородного
правонарушения, за которое лицо уже подвергалось
административному наказанию, по которому
не истек один год. Однородными считаются
административные правонарушения, посягающие
на те же права, интересы, блага, охраняемые
нормами законодательства об административных
правонарушениях. Повторность означает,
что:
а) лицо (совершившее
ранее административное правонарушение)
уже было привлечено к административной
ответственности в установленном
порядке;
б) это лицо снова
совершило однородное с первым административное
правонарушение;
в) срок действия
административного наказания, назначенный
за первое правонарушение еще
не истек;
3) вовлечение несовершеннолетнего
в совершение административного
правонарушения. Речь идет о любых физических лицах, не достигших
18-летнего возраста, и не играет роли согласие
самих несовершеннолетних быть вовлеченными
в противоправное деяние;
4) совершение административного
правонарушения группой лиц. Группа
лиц имеет место:
а) когда административное правонарушение совершается
двумя и более физическими лицами;
б) когда оно
совершается одновременно физическим
и юридическим лицом;
в) в случаях,
когда оно совершается несколькими
юридическими лицами;
5) совершение правонарушения
в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных
обстоятельствах;
6) совершение административного
правонарушения в состоянии опьянения.
Речь идет о случаях, когда
административное правонарушение
было совершено в состоянии:
а) алкогольного
опьянения;
б) наркотического, психотропного
опьянения;
в) токсического либо любого
иного опьянения.
Впрочем, судье, органу, должностному
лицу предоставлено право, с
учетом конкретных обстоятельств
дела, не признавать состояние
опьянения отягчающим обстоятельством
(например, если человек был приведен в
такое состояние против его воли и затем
совершил административное правонарушение).
Орган (должностное лицо), назначающее
административное наказание, в
зависимости от характера административного
правонарушения может не признать
данное обстоятельство отягчающим.
Итак, административное наказание
– установленная государством
мера ответственности за совершение
административного правонарушения,
которая применяется в целях
предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами.
Содержание административного
наказания составляют определенные
принудительные мероприятия, состоящие,
как правило, в обременении
виновного дополнительными обязанностями
либо ограничении его прав
и свобод, влекущие неблагоприятные
последствия для привлекаемого к административной
ответственности.