Нормы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................

Глава 1. Нормы административного права....................................................
1.1 Понятие и особенности административно-правовых норм.....
1.2 Виды административно-правовых норм...................................
1.3 Действие административно-правовой нормы во времени.......
1.4 Реализация административно-правовых норм..........................
Глава 2. Источники административного права..............................................
2.1 Понятие и виды источников административного права..........
2.2 Система административного права............................................
Заключение........................................................................................................
Библиографический список.............................................................................

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

     В отличие от реализации применение административно-правовых норм состоит в издании полномочным субъектом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных, либо процессуальных норм(является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти) по конкретным делам или вопросам возникающим в связи с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного разрешения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

     Правоприменение в административном порядке и  случаях, специально предусмотренных  действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

     Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что  касается соблюдения этих норм как  самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.

     Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь разновидностью или как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

     Реализация  норм административного права является важнейшим условием прочного режима законности в сфере государственного управления.

     Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего  кризиса исполнительной власти, выражающегося  в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.

    Глава 2. Источники административного  права

    § 2.1 Понятие и виды источников административного права

 

     Под источниками административного  права понимают различные формы  его внешнего выражения, в которых  норма административного права  проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.5

     Особенностью  отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это детерминировано самим предметом отрасли, разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включают пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

     Источниками административного права являются акты государственных органов, в  которых содержатся административно - правовые нормы.

     Для правовой регламентации такой сложной, разнообразной и широкой сферы  как сфера государственного управления вызывает необходимость издания  огромного количества законов и  подзаконных актов.

     Существует  значительное число чисто административно - правовых источников. При этом нормы административного права содержаться как в собственно административно-правовых актах, так и в “смешанных” многоотраслевых, содержащих одновременно нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).

     В зависимости от того, кем приняты  акты, содержащие нормы, а значит, и  по их юридической силе все источники  административного права нужно  разделить на несколько типов:

      1. Акты, принятые на основе референдумов и акты представительных законодательных органов государственной власти;
      2. Акты Президента Российской Федерации;
      3. Акты государственной администрации;
      4. Акты органов местного самоуправления;
      5. Публичные договоры;
      6. Акты правосудия;
      7. Административные обыкновения;
      8. Международные договоры.
    1. В первой группе источников можно различать:
    1. Конституция Российской Федерации;
    2. Федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации);
    3. федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства» кодексы и др.);
    4. Законодательные акты РСФСР (декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.);
    5. Акты палат Федерального собрания Российской Федерации;
    6. Законодательные акты субъектов Федерации:

     а) конституции, уставы субъектов Федерации;

     б) законы субъектов Федерации.

    1. Вторая группа — акты Президента Российской Федерации, поскольку Конституция

     Российской  Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента — важнейший источник административного права. Акты Президента Российской Федерации — это:

     а) указы Президента;

     б) распоряжения Президента.

     III.Третья  группа — акты государственной администрации — самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

    1. Административные акты федеральных органов и организаций:
      1. постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
      1. постановления, приказы, инструкции, положения, издаваемые федеральными министерствами и другими центральными федеральными органами специальной компетенции;
      2. приказы, постановлении, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждение предприятий, вооруженных формирований;
      3. акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
      4. акты Банка России.
    1. Административные акты субъектов Федерации:
      1. Указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
      2. постановления и распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
      3. приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Российской Федерации;
      4. приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
      5. приказы и инструкции, издаваемые администрациями, государственных предприятий, учреждений субъектов Российской Федерации.
    1. Акты органов местного самоуправления, различного характера.

     IV. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров6:

    1. Федеративные договоры, т.е. договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Уже заключено более 10 подобного рода соглашений Российской Федерации с ее субъектами7.
    2. Административные договоры.
    3. Соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации»

     VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права:

    1. Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые признаны не соответствующие закону или решением вышестоящих органов, подзаконные акты вплоть до постановлений правительства Российской Федерации;
    2. Постановления конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации;
    3. Акты либо их отдельные положения признанные не конституционными юридической силы не имеют.

     В России акты правосудия не считаются  правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество  путем признания действующих  норм несоответствующими нормам, имеющим  более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.

     Второй  вид актов правосудии, которые  признаны источниками административного  права, — постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции» Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

     VII. Административные обыкновения, в  данном случае имеются в виду  локальные юридические нормы.  Они являются обычаями, поскольку  не закреплены ни устно, ни  письменно. Это неформальные нормы  деятельности. По поводу распределения дел между служащими, по поводу процедур визирования документов.

     VIII. Международные акты. Действующая  Конституция впервые в практике  отечественного законотворчества  закрепила положения согласно  которым “общепризнанные международные  нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.8

     В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

     Единого административного кодекса нет  и его невозможно создать.

     Во-первых, потому, что нельзя в один акт  поместить такое огромное число  норм, которого требует правовое регулирование управления.

     Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение  органов исполнительной власти в  центре и на местах возможности регулирования  общественных отношений.

     В целом же, по мнению отечественных  юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.

Информация о работе Нормы административного права