Обращения граждан в органы исполнительной власти Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:19, реферат

Описание

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ОМСУ) закреплено ст. 33 Конституции Российской Федерации. В целях реализации этого права 02.05.2006 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который вступил в силу 2 ноября 2006.

Работа состоит из  1 файл

Обращения граждан в органы исполнительной власти Саратовской области.docx

— 101.11 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

 

Реферат

по дисциплине Административное право

на тему: «Обращения граждан в органы исполнительной власти Саратовской области»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса, 204 группы,

очной формы обучения,

специальности 080504.65,

Юнева Л.Ю.

 

 

 

Саратов 2011г.

Право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления (ОМСУ) закреплено ст. 33 Конституции  Российской Федерации. В целях реализации этого права 02.05.2006 г. Президентом  РФ был подписан Федеральный закон  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации», который  вступил в силу 2 ноября 2006.

До вступления ФЗ № 59 в силу порядок рассмотрения обращений граждан регулировался принятым еще в советское время Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В настоящее время этот Указ не применяется.

Новый ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дает право субъектам РФ принимать нормативные акты по вопросам защиты прав граждан на обращение, которые могут дополнять гарантии, предоставленные этим Законом. На сегодняшний день некоторые субъекты уже приняли соответствующие законы, которые действуют в части, не противоречащей этому закону.

Так в развитие данного положения депутатами Саратовской областной думы третьего созыва был принят Закон Саратовской областной Думы от 9 октября 2006 года №106-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в органы государственной власти Саратовской области и органы местного самоуправления».

Этим Законом были установлены дополнительные гарантии, выражающиеся в сокращении сроков рассмотрения письменных обращений граждан до 15 дней. Однако сложившаяся практика показала, что не всегда можно дать квалифицированный ответ за срок, предусмотренный Законом области, и решить вопросы, изложенные в обращении. Например, в конце декабря и начале января каждого года, когда организации и предприятия не работают, и количество выходных дней доходит до 10 – 11 дней, на рассмотрение обращений остается 4 – 5 дней. Этого времени недостаточно, чтобы изучить проблему и принять неформальное решение по многим обращениям. Названный Закон не имел должной эффективности, в связи с чем, 7 февраля 2008 года депутатами областной Думы четвертого созыва был признан утратившим силу.

Порядок рассмотрения обращений  граждан, утвержденный ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 ноября 2006 года, распространяется на все обращения, за исключением подлежащих рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами, например Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Виды обращений

Статья 4 Закона предусматривает три  вида обращений в письменной форме: предложение, заявление и жалоба. Кроме того, установлена возможность  устного обращения в государственные  органы и ОМСУ.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и ОМСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, ОМСУ и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения, составленные в письменной форме, направляются в соответствующие  органы. Рассмотрению также подлежат обращения, поступившие по информационным системам общего пользования (например, через Интернет).

Порядок обращения  и его рассмотрение

Статьей 7 Закона установлены обязательные требования к письменным обращениям.

1. В обращении необходимо указать:

  • наименование государственного органа, органа местного самоуправления, которому направляется обращение, или фамилию, имя и отчество должностного лица либо его должность;
  • свою фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии);
  • почтовый адрес для отправки ответа либо уведомления о переадресации обращения.

2. В обращении следует изложить суть предложения, заявления или жалобы.

3. Обращение должно быть подписано заявителем и иметь дату.

Для подтверждения своих доводов, указанных в обращении, гражданин  может приложить к нему соответствующие  документы и материалы или  их копии.

Следует обратить внимание на то, что  на основании ст. 6 Закона запрещается преследование гражданина, если его обращение содержит критику деятельности государственных органов, ОМСУ либо должностного лица. Не допускается разглашение сведений обращения и сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Кроме того, обращения должны рассматриваться бесплатно.

Закон обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления отвечать в рамках их компетенции на обращения граждан по существу поставленных вопросов и в установленные сроки.

При поступлении в орган государственной  власти или ОМСУ обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение 3 дней. Если письменное обращение  содержит вопросы, не входящие в компетенцию  адресата, то оно в семидневный  срок с момента регистрации направляется в соответствующий орган или компетентному должностному лицу. При этом гражданин должен быть уведомлен о переадресации его обращения. Исключение составляют обращения, адрес которых не поддается прочтению.

Письменные обращения граждан  должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, а также при направлении  запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или  должностному лицу на предоставление документов, необходимых для рассмотрения обращения гражданина, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем  на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен5.

Государственные органы, ОМСУ или  должностные лица обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное  рассмотрение обращения и в случае необходимости привлечь к этому  гражданина, направившего обращение; запросить  необходимые документы и материалы  в других государственных органах, органах местного самоуправления и  у иных должностных лиц (за исключением  судов, органов дознания и органов  предварительного следствия), а также  принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

После рассмотрения обращения гражданин  получает письменный ответ по существу поставленных вопросов, подписанный  руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, должностным  лицом или уполномоченным на то лицом.

Прием населения

Гражданин имеет право лично  обратиться к руководителю либо уполномоченному  лицу государственного органа или органа местного самоуправления.

На личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность.

Содержание устного обращения  заносится в карточку личного  приема гражданина. Если изложенные в  устном обращении факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, ответ с согласия гражданина может быть дан устно. Это отмечается в карточке. В остальных случаях  гражданину дается письменный ответ  по существу поставленных в обращении  вопросов.

При наличии в обращении вопросов, решение которых не входит в компетенцию  данного государственного органа, органа местного самоуправления либо должностного лица, гражданину разъясняют, куда и  в каком порядке ему следует  обратиться.

Если гражданину ранее был дан  ответ по существу поставленных в  обращении вопросов, то в ходе личного  приема ему может быть отказано в  дальнейшем рассмотрении его обращения.

Кроме того, при личном приеме гражданин  может передать письменное обращение, которое подлежит регистрации и  рассмотрению в общем порядке.

Исключения из правил

Статьей 11 Закона определен порядок  рассмотрения отдельных обращений.

В частности, не даются ответы по существу вопросов, если:

  • не указаны фамилия гражданина, написавшего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст обращения не поддается прочтению;
  • в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Следует отметить, что Законом предусмотрено право гражданина на основании судебного решения возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.

Вместе с тем, если гражданин  указал в обращении заведомо ложные сведения, то с него на основании  судебного решения могут быть взысканы расходы, понесенные в связи  с рассмотрением его обращения  государственным органом, органом  местного самоуправления или должностным  лицом.

 

Остановимся поподробнее на примере  обращений граждан в администрацию  города Саратова за 2010 год.

Информация об обращениях в администрацию города Саратова за 2010 год

 

В 2010 г. в администрацию Саратова поступило 22 379 обращений граждан, что  на 3 017 больше, чем в 2009 г. Было зарегистрировано 16 321 письменное обращение и 6 058 устных, поступивших на телефон «Прямая линия» администрации города.

Количество повторных обращений  снизилось с 2% в 2009 г. до 0,6% в 2010 г., что  свидетельствует о повышении  эффективности принимаемых решений  по волнующим горожан проблемам.

В отчетный период 54% письменных обращений  поступили непосредственно от граждан (из них 7% - в форме электронного документа  на официальный сайт администрации  города), 21% - из правительства области, 7% - из Саратовской городской Думы. 4% обращений направила прокуратура  города, столько же - Региональная общественная приемная Владимира Путина.  
Также адресантами выступили: Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, аппарат Полномочного представителя Президента РФ, Государственная Дума, аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, Администрация Президента РФ и др.

Наибольшую активность проявили жители Волжского района (более 35 обращений  на 1 тыс. жителей), наименьшую - Октябрьского (около 15 обращений на 1 тыс. жителей).

По тематике письменных обращений  в 2010 г. доминировали вопросы функционирования ЖКХ - 39% от общего количества обращений, что на 17% больше по сравнению с 2009 г. Больше всего горожан волновало  содержание жилого фонда – ремонт кровли, квартир, лифтов, подъездов, стояков  водоснабжения. Жители жаловались на неудовлетворительное коммунальное обслуживание на фоне роста  стоимости коммунальных услуг. Обращения  содержали просьбы об оказании содействия в благоустройстве улиц, поселков, дворов.

Высокий удельный вес среди тематических вопросов занимают вопросы землепользования - 34%, хотя по сравнению с 2009 г. их количество снизилось на 16%. Жители обращались по вопросам отвода земельных участков под различные цели, оформления домов  и садовых участков, а также  жаловались на нарушения земельного законодательства.

Значительную группу вопросов составили  жилищные вопросы - 8% от общего количества обращений (2009 г. - 9%). В основном граждане обращаются с просьбами об улучшении  жилищных условий. Жители не довольны темпами отселения из аварийного и ветхого жилья, по их мнению, медленно решаются вопросы улучшения жилищных условий, особенно граждан, имеющих  право на первоочередное получение жилья.

Практически неизменным, по сравнению  с 2009 г., осталось количество вопросов социальной сферы - 2%, потребительского рынка – 1%, работы транспорта – 1%. Саратовцы обращались за помощью в устройстве детей в ДОУ, заявляли о необходимости упорядочения торговли на улицах города, открытия новых и оптимизации работы существующих маршрутов движения автотранспорта. Также как и в прошедшем году в 2% случаев жители выражали свое несогласие со строительством новых жилых домов в зонах существующей застройки, 10% составили уведомления о проведении массовых мероприятий и выдача архивных копий, 2% - другие вопросы.

Продолжилась работа с устными  обращениями граждан. По телефону «Прямая  линия» администрации города люди традиционно  обращались по вопросам функционирования системы ЖКХ (94%). Волновали их и  вопросы социальной сферы, жилищные вопросы, вопросы, касающиеся работы потребительского рынка. Наиболее активными были жители Кировского и Фрунзенского районов Саратова, меньше всего звонили из Ленинского района. 
80% звонивших получили ответы на свои вопросы непосредственно во время беседы. 20% вопросов, требующие более детальной проработки, были направлены для рассмотрения и подготовки ответов в структурные подразделения администрации города. 339 чел. принято и.о. главы администрации города и его заместителями в ходе личных приемов.

 

 

 

Информация о работе Обращения граждан в органы исполнительной власти Саратовской области