Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа
Цель нашей работы: раскрыть образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий в августе 1991 г.
Задачи соответствуют поставленной цели:
1) раскрыть этапы и особенности образования Роскомархива после событий в августе 1991 года;
2) исследовать прием партархивов в ведение государственных архивных органов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОСКОМАРХИВА В АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В АВГУСТЕ 1991 Г. 4
1.1 Этапы и особенности образования Роскомархива после событий 4
в августе 1991 года 4
1.2 Прием партархивов в ведение государственных архивных органов 9
2. СУЩНОСТЬ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ АРХИВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ (РАЗРАБОТАНЫ РОСКОМАРХИВОМ) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20
Обсуждались вопросы передачи-приема центра в ведение Мосгорархива, создания в его составе центрального государственного архива для хранения, комплектования и использования документов партийных органов и организаций, ввода в эксплуатацию нового специального здания партархива, его использования в интересах всего объединения, а также кадровые вопросы.
Информация с мест о ходе выполнения Указа Президента РСФСР «О партийных архивах» позволила проанализировать опыт и конкретизировать подход к организации хранения документов партархивов. 2 сентября 1991 г. архивным органам было направлено соответствующее развернутое письмо. Чтобы не допустить различного толкования вопросов организации выполнения президентского указа, текст письма был согласован с ЦПА (туда по прежней памяти нередко продолжали обращаться работники местных партархивов).
В письме предлагалось: «1. Создать республиканские, краевые, областные центры документации новейшей истории, подведомственные архивным органам, на базе партархивов, занимаемых ими зданий и сооружений, штатной численности и фонда заработной платы. 2. Решить совместно с республиканскими, краевыми, областными финансовыми органами вопросы финансирования деятельности названных центров с учетом смет расходов и фактических затрат на содержание бывших партархивов. 3. Обеспечить подбор и расстановку кадров центров, проявив максимум внимания к специалистам бывших партархивов. Возложить на вновь назначенных руководителей персональную ответственность за сохранность принятых от парторганов и парторганизаций документов, а также учетного и научно-справочного аппарата к ним. 4. Прием дел должен быть организован с учетом местных особенностей. Обязателен поединичный прием комплекса учетного и научно-справочного аппарата, а также особо ценных документов, визуальный осмотр коробок (контейнеров). Проверка наличия фондов и дел проводится при необходимости по решению приемо-сдаточной комиссии. 5. Организовать прием в центры документации новейшей истории документов структурных подразделений рескомов, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов КПСС и других фондообразователей, документы которых подлежат сдаче в партархивы. Эти документы могут приниматься на хранение в необработанном виде, систематизированные по организациям, структурным подразделениям. 6. Прием-передача должна оформляться актами приема-передачи документов на государственное хранение с обязательным указанием шифров необнаруженных дел. 7. Обратить особое внимание на организацию охраны зданий и помещений центров и соблюдение в них требований пожарной безопасности. 8. На время проведения приема документов, их учета и систематизации организация использования документов должна быть приостановлена». В письме также поручалось архивным органам к 1 октября 1991 г. доложить Роскомархиву о результатах проведенной работы.
С 26 августа к работе на Старой площади были привлечены начальники отделов Роскомархива Л.С. Шатенштейн, В.А. Еремченко, Т.Е. Шабанова и В.П. Тарасов (с 1997 г. – заместитель руководителя Росархива). Осматривали здания, где находились архивы Общего отдела и сектора учета и анализа руководящих кадров, думали о возможности размещения в них аппарата Роскомархива, пытались найти другие архивы, намечали план дальнейших действий. По совету В.Ф. Пушкова вступили в контакт с сектором эксплуатации служебных зданий хозяйственного отдела Управления делами ЦК КПСС. Заведующий сектором В.И. Афонин помог установить места расположения архивов структурных подразделений аппарата ЦК КПСС. Думали, что наконец можно решить вопрос об усилении охраны всех архивов. Но на сей раз в комендатуре мне заявили, что не располагают необходимым резервом военнослужащих.
Узнав об этом, Р.Г. Пихоя предложил обратиться за помощью в Правительство Москвы, организовавшее охрану зданий ЦК КПСС, и договорился о встрече с заместителем председателя правительства Москвы А.И. Музыкантским. Тот по нашей просьбе дал указание комендатуре на Старой площади об усилении охраны архивов. Не трудно представить, что стало бы с документами архивов ЦК КПСС, если бы молодые люди, полные революционного энтузиазма, попали в архивохранилища. По просьбе Тюнеева задача отряда была ограничена охраной входа в архивы. Кстати, оберегать архивные документы несколько позже пришлось и от высоких должностных лиц. Работники прокуратуры, занимавшиеся расследованием действий ГКЧП, требовали изъятия и передачи им подлинных документов ЦК КПСС. Общими усилиями Роскомархива и работников архивов удалось ограничиться выдачей копий документов.
Постепенно присутствие Роскомархива на Старой площади расширялось. Вместе с Р.Г. Пихоей в помещении архива Общего отдела было проведено совещание, на котором сотрудникам Роскомархива рассказали об организации архивного дела в ЦК КПСС, о задачах предотвращения незаконного уничтожения архивных документов, приема-передачи партийных архивов в ведение Роскомархива. Было решено создать рабочие группы по обеспечению сохранности и организации приема-передачи архивов структурных подразделений аппарата ЦК КПСС. Группы эти возглавили руководящие и ответственные работники Роскомархива. Архивы, расположенные в отдельных помещениях, договорились опечатать печатью Роскомархива, а все другие документы и материалы сконцентрировать в доме 12 (подъезд 8) по ул. Куйбышева, в котором находился архив сектора учета и анализа руководящих кадров и которое примыкало к зданию текущего архива Общего отдела ЦК КПСС по проезду Владимирова, дом 3. (На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1992 г. часть помещений указанного дома, принадлежащего Управлению делами Президента Российской Федерации, ныне занимает аппарат Росархива).
Стремясь организованно осуществить и оформить прием документов ЦК КПСС, вместе с Р.Г. Пихоей Тюнеев решил попытаться встретиться с М.С. Горбачевым в Кремле и добиться назначения должностных лиц, уполномоченных руководством партии на передачу архивов. Р.Г. Пихоя вместе с известным историком Д.А. Волкогоновым непосредственно занимался Архивом Президента СССР, в состав которого входили документы бывшего архива Политбюро ЦК КПСС. Но на Архив Президента СССР не распространялось действие указа «О партийных архивах». Передача оказавшейся в нем исторической части документов КПСС в учреждения системы Росархива началась лишь после того, как он стал Архивом Президента Российской Федерации. В октябре 1991 г. Д.А. Волкогонов возглавил образованную постановлением Верховного совета РСФСР Комиссию по организации передачи-приема архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение и их использованию. Р.Г. Пихоя был назначен заместителем председателя комиссии, Тюнеев и другие заместители руководителя Роскомархива вошли в ее состав6.
Советуя не спешить с решением вопросов передачи-приема партийных архивов, А.С. Дзасохов, наверное, знал о предстоящем создании ликвидационных комиссий во исполнение Указа Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. № 90 «Об имуществе КПСС и Компартии РСФСР». Распоряжением Совета министров РСФСР от 25 августа 1991 г. № 937-р Управлению делами Администрации Президента РСФСР было поручено принять от Управления делами ЦК КПСС и Управления делами ЦК Компартии РСФСР все здания и сооружения, предприятия, организации, лечебно-оздоровительные, медицинские и другие учреждения со всем принадлежащим им движимым и недвижимым имуществом, штатной численностью и установленным фондом оплаты труда. Все работники указанных предприятий, организаций и учреждений должны были продолжать исполнение своих служебных обязанностей в соответствии с Конституцией РСФСР и трудовым законодательством РСФСР; они предупреждались о недопустимости порчи и расхищения имущества. Управлением делами Администрации Президента РСФСР была образована комиссия для приема указанных зданий, сооружений, предприятий, организаций и учреждений. Передачу имущества должны были осуществить ликвидационные комиссии ЦК КПСС и ЦК Компартии РСФСР.
По договоренности с председателем ликвидационной комиссии, секретарем ЦК КПСС П.К. Лучинским 30 августа Тюнеев принял участие в первом заседании комиссии, которое проходило в здании бывшего Управления делами ЦК КПСС, фактически ведавшего и собственностью Компартии РСФСР. В заседании участвовали преимущественно работники финансовых и хозяйственных служб, а также ответственные работники секретариатов основных структурных подразделений. Главными были вопросы инвентаризации имущества КПСС и оформления увольнения работников ЦК КПСС. В конце заседания П.К. Лучинский предоставил слово мне. Краткие тезисы этого выступления – единственная более или менее развернутая запись в моем блокнотике. Напомнили присутствовавшим об Указе Президента РСФСР «О партийных архивах»; сказал о желании Роскомархива цивилизованно организовать прием-передачу архивных документов; об удививших Роскомархив грубейших нарушениях в аппарате ЦК КПСС принципов организации архивного дела, отраженных в ленинском декрете «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР»; о том, что нам не удалось найти человека, который бы знал места хранения архивов всех структурных подразделений и располагал сведениями об их объемах; отметил необходимость обеспечить сохранность документов, находившихся не только в архивах, но и в делопроизводстве, а также учетных картотек и научно-справочного аппарата; особо подчеркнул заинтересованность Роскомархива в сотрудничестве с людьми, которые работали в архивах и занимались делопроизводством, и что при желании они смогут трудиться в архивных учреждениях. П.К. Лучинский поддержал необходимость решения вопросов передачи-приема архивных документов и поручил участникам заседания предоставить Роскомархиву все документы и материалы.
После
заседания комиссии удалось наладить
сотрудничество с работниками архивной,
делопроизводственной и финансовой
служб, смотрителями зданий ЦК КПСС. Появилась
возможность активизировать деятельность
созданных Роскомархивом
Документы
государственного учреждения, организации,
предприятия, имеющие историческое,
культурное, научное, социальное, экономическое
и политическое значение, составляют
государственную часть
До передачи на государственное хранение эти документы временно, в пределах, установленных Государственной архивной службой Российской Федерации, хранятся в учреждениях, организациях, на предприятиях.
Учреждения обеспечивают сохранность, учет, отбор, упорядочение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, образующихся в их деятельности. В соответствии с правилами, устанавливаемыми Государственной архивной службой, обеспечивают своевременную передачу этих документов на государственное хранение.
Все работы, связанные с подготовкой, транспортировкой и передачей архивных документов, производятся силами и за счет учреждений.
За утрату и порчу документов Архивного фонда Российской Федерации должностные лица учреждений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В учреждениях для хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и законченных делопроизводством документов практического назначения, их отбора, учета, использования и подготовки к передаче на государственное хранение создаются архивы. Учреждения обеспечивают архивы необходимым помещением, оборудованием и кадрами.
Архив учреждения создается как самостоятельное подразделение, возглавляемое заведующим архивом, либо его функции возлагаются на лицо, ответственное за ведение архива. В своей работе архив учреждения руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательными актами по архивному делу, приказами, указаниями вышестоящих организаций, руководства учреждения, правилами и другими нормативно-методическими документами Комитета по делам архивов при Правительстве Российской Федерации, методическими документами соответствующего учреждения Государственной архивной службы и настоящим Положением8.
В архив поступают:
Законченные делопроизводством учреждения документы постоянного хранения, образовавшиеся в деятельности структурных подразделений, документы временного (свыше 10 лет) срока хранения, необходимые в практической деятельности, документы по личному составу.
Документы
постоянного хранения и по личному
составу учреждений-
Личные фонды ведущих работников учреждения, поступившие в архив.
Служебные и ведомственные издания.
Научно-справочный аппарат к документам архива.
Основными задачами архива являются:
- комплектование документами;
- учет,
обеспечение сохранности,
- подготовка
и своевременная передача
- осуществление контроля за формированием и оформлением дел в делопроизводстве учреждения9.
Итак,
архивы существовали с момента возникновения
письменности. Хранить документы
было необходимо во все времена. Документ
- это и юридическое
Образование Роскомархива проходило поэтапно и с большими сложностями.
Параллельно
Роскомархив организовывал
Ответственность
и профессионализм работников Роскомархива,
повышение их квалификации с учетом
новых задач и требований позволили
организовать работу архивохранилищ партийных
документов в полном соответствии с
правилами работы государственных
архивов. Это особенно наглядно проявилось
в их участии в научно-
Информация о работе Образование Роскомархива в архивных учреждениях после событий в августе 1991 г.