Органы
исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации
Конституция РФ, исходя из принципов федерального
устройства России, определила подходы
к организации органов исполнительной
власти в субъектах Федерации. Согласно
ч. 2 ст. 11 и ч.1 ст. 77 Конституции субъекты
Федерации самостоятельно устанавливают
систему органов государственной власти
в соответствии с основами конституционного
строя и общими началами, их организации,
установленными федеральным законодательством.
Эти начала в виде общих принципов сформулированы
в Федеральном законе «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации» от 6 октября 1999г. К ним относят:
- государственная
и территориальная целостность РФ;
- верховенство
Конституции РФ и федеральных законов
на всей её территории;
- единство
системы государственной власти;
- разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную в целях обеспечения
сбалансированности полномочий и исключения
сосредоточения всех полномочий или большей
их части в ведении одного органа государственной
власти либо должностного лица;
- разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и
её субъектов;
- самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ принадлежащих им
полномочий;
- самостоятельное
осуществление своих полномочий органами
местного самоуправления.
Конституция РФ и закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» закрепляют основополагающие
начала построения систем государственной
власти субъектов Федерации, гарантируя
их определенное единообразие. Однако
они позволяют учитывать специфику субъектов
Федерации и тем самым сочетать единство
и разнообразие в организации их законодательных
и исполнительных органов.
Полномочия субъектов Федерации по организации
собственной системы органов исполнительной
власти конкретизируются в их конституциях
и уставах. Содержание этих полномочий
составляют:
- право разрабатывать
и принимать соответствующие акты, являющиеся
правовой основой системы органов исполнительной
власти субъектов Федерации;
- право самостоятельно
избирать организационно-правовые формы
органов исполнительной власти, устанавливать
их структуру, разделять функции и компетенцию
между различными видами органов;
- право проводить
мероприятия по образованию органов исполнительной
власти (выборы, формирование, назначение
и т.п.);
- право осуществлять
политико-правовое, организационное и
ресурсное обеспечение деятельности такой
системы органов исполнительной власти.
Системы органов исполнительной власти
субъектов Федерации в пределах РФ и совместного
ведения РФ и ее субъектов входят в единую
систему органов исполнительной власти
в Российской Федерации. Принцип единства
исполнительной власти в РФ не исключает
разнообразия в устройстве органов исполнительной
власти в субъектах Федерации. Это разнообразие
обусловлено не только историческими,
национальными, культурными и иными традициями,
но и, прежде всего, конституционно-правовыми
различиями в положении таких субъектов.
В организации исполнительной
власти республик - субъектов
Федерации отражаются специфические
черты их конституционного положения
и особенностей развития. Основными элементами
их системы на уровне органов общей компетенции
являются чаще всего единоличный орган
– глава исполнительной власти (Президент,
председатель Правительства, глава республики)
и коллегиальный орган – Правительство.
На уровне органов государственной администрации
специальной компетенции (отраслевых
и межотраслевых) наиболее распространенными
организационно – правовыми формами являются
министерства, государственные комитеты,
комитеты, главные управления.
Наиболее типичными моделями, характеризующими
организацию исполнительной
власти в республиках
– субъектах Федерации
являются:
- Система органов
исполнительной власти возглавляется
Президентом, который одновременно является
главой исполнительной власти и председателем
Правительства. Правительство формируется
Президентом, который руководит его деятельностью.
- Система органов
исполнительной власти, в которой Президент
является по конституционному акту главой
государства, высшим должностным лицом
и главой исполнительной власти. Создание
высшего органа исполнительной власти
общей компетенции не предусмотрено. Президент
наделен полномочиями для организации
и осуществления централизованного оперативного
руководства отраслевыми и функциональными
органами исполнительной власти.
- Система органов
исполнительной власти, которая в определенной
мере копирует модель, характерную для
федерального уровня, Президент выведен
за пределы традиционной концепции разделения
властей, которая, тем не менее, находит
закрепление в Конституциях республик
в качестве одной из основ конституционного
строя. Президент является главой государства,
назначает Председателя Правительства
с согласия представительного органа,
а Правительство формируется Президентом
по представлению его Председателя.
- Система органов
исполнительной власти, в которой Президент
является главой государства и главой
исполнительной власти. Председатель
Правительства назначается и освобождается
от должности Президентом с согласия представительного
органа, а по его предложению Президент
назначает и освобождает членов Правительства.
- Система органов
исполнительной власти, характеризующаяся
отсутствием института Президента. В рамках
этой системы можно выделить три основные
модели:
- Главой исполнительной
власти и высшим должностным лицом республики
является Председатель Правительства,
избираемый всем населением. Он представляет
на утверждение законодательного органа
структуру исполнительной власти республики,
назначает и освобождает от должности
министров (за исключением трёх) и определяет
порядок деятельности Правительства.
- Правительство
формируется представительным органом
и является высшим органом исполнительной
власти.
- Исполнительную
власть непосредственно возглавляет коллегиальный
орган, который формирует Правительство
республики. Председатель Правительства
входит в состав коллегиального органа
в качестве заместителя его представителя.
Организация исполнительной
власти в краях, городах
федерального значения,
областях, автономной
области, автономных
округах менее разнообразна, чем в республиках.
Исполнительная власть в этих субъектах
реализуется администрацией (Правительством),
руководство которой осуществляет на
принципах единоначалия ее Глава (губернатор,
глава администрации, мэр). Глава администрации
– это высшее выборное административное
должностное лицо, осуществляющее функции
и полномочия главы исполнительной власти
в системе исполнительных органов государственной
власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение
с администрацией (правительством) субъекта
РФ могут быть представлены тремя основными
моделями:
- Глава администрации
(губернатор) непосредственно осуществляет
исполнительную власть, руководя прямо
подчиненными ему отраслевыми и функциональными
подразделениями администрации;
- Глава администрации
(губернатор) осуществляет исполнительную
власть через формируемый им самостоятельный
орган общей компетенции – правительство
или администрацию субъекта Федерации.
Этот орган может возглавляться должностным
лицом, назначенным губернатором (председатель
Правительства, первый заместитель главы
администрации, вице-губернатор).
- Глава администрации
(губернатор) непосредственно возглавляет
орган общей компетенции – Правительство
или администрацию субъекта Федерации.
При этом Правительство и отраслевые органы
исполнительной власти формируются губернатором,
а контрольные функции законодательной
власти существенно ограничены.
Глава исполнительной власти (губернатор,
глава администрации) по предметам
ведения РФ и ее субъектов
подчиняется Президенту РФ и
Правительству РФ. В его компетенцию
входит:
- определение
в соответствии с Уставом субъекта РФ
внутренней политики по вопросам исключительных
полномочий субъекта Федерации;
- представительство
интересов субъекта Федерации в Правительстве
РФ, федеральных органах исполнительной
власти и в отношениях с другими субъектами
РФ;
- разработка
и представление на утверждение законодательного
органа субъекта Федерации бюджета, обеспечение
его исполнения;
- согласование
решений об образовании, реорганизации
и ликвидации территориальных органов
федеральных министров и ведомств, назначении
их руководителей;
- утверждение
структуры органов исполнительной власти
субъекта Федерации, назначение и освобождение
от должности руководителей отраслевых
и территориальных органов субъектов
Федерации и др.
В систему органов государственной администрации
субъектов РФ, руководимую главой исполнительной
власти (Президентом республики, председателем
Правительства, главой администрации,
губернатором) могут входить:
- органы исполнительной
власти общей компетенции – Правительство
или администрация (за исключением некоторых
субъектов Федерации). Заместители главы
Правительства или администрации являются,
как правило, руководителями ключевых
ведомств субъекта Федерации либо курируют
деятельность нескольких ведомств. В состав
Правительства могут входить Президент
республики либо губернатор и вице-губернатор.
- государственная
администрации субъекта Федерации, включающая
органы исполнительной власти специальной
компетенции: в республиках и в ряде краев
и областей – министерства, государственные
комитеты, комитеты, департаменты и т.д.
В иных субъектах – комитеты, департаменты,
управления, отделы. Они могут быть двух
видов:
- органы совместного
подчинения, входящие в систему федеральной
государственной администрации и одновременно
подчиняющиеся главе исполнительной власти
субъекта Федерации (органы внутренних
дел, финансов управления государственным
имуществом, социальной защиты населения);
- органы государственной
администрации субъекта Федерации, строящие
свои отношения с федеральными органами
исполнительной власти на основе методических
рекомендаций и соглашений (органы образования,
здравоохранения, культуры и т.д.);
- территориальные
органы исполнительной власти субъекта
Федерации общей или специальной компетенции.
Территориальные органы общей компетенции
осуществляют исполнительную власть на
территории округов объединяющих несколько
административно-территориальных единиц.
Главы округов по должности входят в состав
правительства субъекта Федерации.
- местные государственные
органы субъектов Федерации общей компетенции
в первичных административно-территориальных
единицах, в тех, на которые непосредственно
делится территория субъекта. В этих случаях
главы местной государственной администрации
либо назначаются Президентом, губернатором,
либо избираются непосредственно населением.
Таким образом, наличие единой
вертикали исполнительной власти
в РФ не исключает разнообразие
вариантов организации исполнительной
власти в субъектах Федерации.
Они отражают специфику деятельности
государственной администрации субъектов
РФ и по своему разнообразию превосходят
варианты организаций других органов
государственной власти в этих субъектах.
Это многообразие нередко приводит к ряду
несоответствий конституционному принципу
разделения властей.
В связи с вступлением в силу Федерального
закона «Об общих принципах организации
законодательных и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации» 1999 г.
Происходит определенная унификация органов
исполнительной власти во всех субъектах
РФ. Нормы этого Закона содержат требования
о том, чтобы в каждом субъекте РФ была
установлена система органов исполнительной
власти во главе с высшим исполнительным
органом государственной власти, возглавляемым
руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ. Одновременно Конституциями (уставами)
субъектов РФ может устанавливаться должность
высшего должностного лица, являющегося
руководителем высшего органа исполнительной
власти.
Высшее должностное лицо субъекта
РФ избирается гражданами, проживающими
на территории данного субъекта РФ либо
в особо оговариваемых случаях специально
созываемым собранием представителей.
Оно избирается на срок не более пяти лет
и не может избираться на эту должность
более двух сроков подряд. Оно не может
быть одновременно депутатом законодательного
органа государственной власти субъекта
РФ, но может участвовать в его работе
с правом совещательного голоса, требовать
созыва его внеочередного заседания. Законодательный
орган вправе выразить недоверие высшему
должностному лицу субъекта Федерации,
которое влечет его отставку. В полномочия
высшего должностного лица входит формирование
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ в соответствии с законодательством
субъекта Федерации.
Список
использованных источников
- Алехин
А.П., Кармолицкий Ю.М. Административное
право Российской Федерации. – М.,
2001.
- Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное
право. – М., 2000.
- Козлов Ю.М.
Исполнительная власть: сущность, функции
//Вестник МГУ, Сер. «Право», 1992.
- Конституция
РФ. – М., 1993.