Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 04:00, реферат
Ограничение правового статуса граждан, проживающих или находящихся на территории действия режима чрезвычайного положения, служит защите основных прав и свобод. При этом введение правового режима чрезвычайного положения приводит к своеобразному перераспределению взаимных прав и обязанностей гражданина и государства: расширению полномочий органов государственной власти за счет ограничения прав и свобод граждан.
Особенности административно-правового статус физических лиц в условиях чрезвычайного положения.
Ограничение правового статуса граждан, проживающих или находящихся на территории действия режима чрезвычайного положения, служит защите основных прав и свобод. При этом введение правового режима чрезвычайного положения приводит к своеобразному перераспределению взаимных прав и обязанностей гражданина и государства: расширению полномочий органов государственной власти за счет ограничения прав и свобод граждан.
Федеральный конституционный
закон, раскрывая понятие "чрезвычайное
положение", уточнил, что вводимые
чрезвычайные меры и временные ограничения
распространяются не только на граждан,
но и на иностранных граждан, лиц
без гражданства, а также на организации
независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Федеральный конституционный закон сохранил
преемственность в определении мер и временных
ограничений, применяемых для стабилизации
обстановки. В зависимости от обстоятельств
введения чрезвычайного положения - чрезвычайных
ситуаций социального, природного и техногенного
характера, устанавливает общие меры и
временные ограничения (ст. 11) и меры и
временные ограничения, характерные для
различных обстоятельств введения чрезвычайного
положения (ст. ст. 12, 13).
В зависимости от складывающейся
ситуации органы управления приостанавливают
реализацию некоторых прав и свобод,
если их осуществление может создать
угрозу государственной или
Изменение правового статуса граждан происходит и путем возложения дополнительных обязанностей. Это осуществляется в основном путем установления особого вида обязанностей - административно-правовых запретов. (Возложение на граждан дополнительных обязанностей может происходить как в виде индивидуальных предписаний, так и путем установления относительных либо абсолютных запрещающих норм. Чрезвычайное законодательство предусматривает приостановление действия права на свободу собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, права на забастовку, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, запрещения продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков и т.д.).
В Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Ограничивая некоторые права и свободы человека посредством введения чрезвычайного положения, государство таким образом обеспечивает сохранение других, более значимых для человека прав и свобод.
Закон РФ "О чрезвычайном положении" установил, что введение ЧП не может служить основанием для каких-либо ограничений права на жизнь, свободы от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, праве на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом Международным пактом о гражданских и политических правах.
Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основаниями для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ (ч. 2 ст. 29).
Особое значение имеют вынужденные переселенцы, которые наделяются административно-правовым статусом на определенное время, в течение которого они должны либо добровольно вернуться к месту своего постоянного проживания, либо трудоустроиться на новом постоянном месте жительства и получить предусмотренные законом компенсации за утраченные права.
При введении режима чрезвычайного положения в соответствии с всеобщей декларацией прав человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, международным пактом о гражданских и политических правах, участником которых является и Россия, в исключительных случаях допускаются ограничения прав и свобод граждан, если «это требуется остротой положения при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминацию исключительно на основе расы, пола, языка, религии или социального положения».