Особенности правового статуса муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:36, реферат

Описание

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.
Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Содержание

Введение2
1. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего 4
2. Права и обязанности муниципального служащего, особенности статуса муниципального служащего7
3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 12
4. Государственные гарантии при прохождении муниципальной службы20
5. Ответственность муниципальных служащих23
Заключение28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

мун 2.docx

— 47.04 Кб (Скачать документ)

7) беречь государственное  и муниципальное имущество, в  том числе предоставленное ему  для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном  порядке предусмотренные законодательством  Российской Федерации сведения  о себе и членах своей семьи,  а также сведения о полученных  им доходах и принадлежащем  ему на праве собственности  имуществе, являющихся объектами  налогообложения, об обязательствах  имущественного характера (далее  - сведения о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного  характера);

9) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о выходе  из гражданства Российской Федерации  в день выхода из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства иностранного  государства в день приобретения  гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения,  выполнять обязательства, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о личной  заинтересованности при исполнении  должностных обязанностей, которая  может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

2. Муниципальный служащий  не вправе исполнять данное  ему неправомерное поручение.  При получении от соответствующего  руководителя поручения, являющегося,  по мнению муниципального служащего,  неправомерным, муниципальный служащий  должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной  форме обоснование неправомерности  данного поручения с указанием  положений федеральных законов  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации, законов  и иных нормативных правовых  актов субъекта Российской Федерации,  муниципальных правовых актов,  которые могут быть нарушены  при исполнении данного поручения.  В случае подтверждения руководителем  данного поручения в письменной  форме муниципальный служащий  обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного  поручения муниципальный служащий  и давший это поручение руководитель  несут ответственность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

 

 

3. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Действующим законодательством  установлены определенные запреты  и ограничения, соблюдение которых  необходимо для нахождения на муниципальной  службе.

В частности:

1. Гражданин не может  быть принят на муниципальную  службу, а муниципальный служащий  не может находиться на муниципальной  службе в случае:

1) признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

2) осуждения его к наказанию,  исключающему возможность исполнения  должностных обязанностей по  должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему  в законную силу;

3) отказа от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  и иную охраняемую федеральными  законами тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности муниципальной службы, на замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  муниципальным служащим должности  муниципальной службы связано  с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  муниципальную службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации,  перечень таких заболеваний и  форма заключения медицинского  учреждения устанавливаются уполномоченным  Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной  власти;

5) близкого родства или  свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с муниципальным  служащим, если замещение должности  муниципальной службы связано  с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства  Российской Федерации, прекращения  гражданства иностранного государства  - участника международного договора  Российской Федерации, в соответствии  с которым иностранный гражданин  имеет право находиться на  муниципальной службе, приобретения  им гражданства иностранного  государства либо получения им  вида на жительство или иного  документа, подтверждающего право  на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории  иностранного государства, не  являющегося участником международного  договора Российской Федерации,  в соответствии с которым гражданин  Российской Федерации, имеющий  гражданство иностранного государства,  имеет право находиться на  муниципальной службе;

7) наличия гражданства  иностранного государства (иностранных  государств), за исключением случаев,  когда муниципальный служащий  является гражданином иностранного  государства - участника международного  договора Российской Федерации,  в соответствии с которым иностранный  гражданин имеет право находиться  на муниципальной службе;

8) представления подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на  муниципальную службу;

9) непредставления установленных  настоящим Федеральным законом  сведений или представления заведомо  ложных сведений о доходах,  об имуществе и обязательствах  имущественного характера.

Гражданин при поступлении  на муниципальную службу и затем  ежегодно обязан представлять представителю  нанимателя указанные сведения. Интересно, что закон не предусматривает  отказа в приеме на муниципальную  службу (или увольнения со службы) вследствие предоставления неполной информации о  доходах или имуществе

2. Гражданин не может  быть принят на муниципальную  службу после достижения им  возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения  должности муниципальной службы.

Важной характеристикой  правового статуса муниципального служащего являются накладываемые  на него законом запреты, связанных  с прохождением муниципальной службы. Действие запретов ограничено временем прохождения муниципальной службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с муниципальной службы.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение, которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с муниципальной службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.

В отличие от ограничений, адресованных как претендентам на муниципальную  службу, так и муниципальным служащим, запреты, обусловленные особенностями  и спецификой муниципальной службы, адресованы только служащим. Запреты  предусмотрены для того, чтобы  действия муниципальных служащих полностью  отвечали принципам и содержанию служения обществу.2

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа  управления коммерческой организации,  если иное не предусмотрено  федеральными законами или если  в порядке, установленном муниципальным  правовым актом в соответствии  с федеральными законами и  законами субъекта Российской  Федерации, ему не поручено  участвовать в управлении этой  организацией;

2) замещать должность  муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную  должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

Запрещено муниципальному служащему  также замещать должность муниципальной  службы при избрании или назначении на муниципальную должность. Лицами, замещающими муниципальные должности, являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных  образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Указанные  лица не являются муниципальными служащими.

В случае, когда муниципальный  служащий избран на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального  союза, даже если это должность в  выборном органе первичной профсоюзной  организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной  комиссии муниципального образования, он не имеет права замещать одновременно должность муниципальной службы.

3) заниматься предпринимательской  деятельностью;

то есть деятельностью, главной  задачей которой является получение  прибыли. В п. 2 ст. 11 комментируемого  закона указано, что муниципальный  служащий вправе, с предварительного уведомления представителя нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта  интересов. С учетом указанного запрета  ясно, что эта работа не может  быть предпринимательской деятельностью.

С запретом заниматься предпринимательской  деятельностью связано требование представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 15 закона).

4) быть поверенным или  представителем по делам третьих  лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального  образования, в которых он замещает  должность муниципальной службы  либо которые непосредственно  подчинены или подконтрольны  ему, если иное не предусмотрено  федеральными законами;

5) получать в связи  с должностным положением или  в связи с исполнением должностных  обязанностей вознаграждения от  физических и юридических лиц  (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и  иные вознаграждения). Подарки, полученные  муниципальным служащим в связи  с протокольными мероприятиями,  со служебными командировками  и с другими официальными мероприятиями,  признаются муниципальной собственностью  и передаются муниципальным служащим  по акту в орган местного  самоуправления, избирательную комиссию  муниципального образования, в  которых он замещает должность  муниципальной службы, за исключением  случаев, установленных Гражданским  кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки  за счет средств физических  и юридических лиц, за исключением  командировок, осуществляемых на  взаимной основе по договоренности  органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального  образования с органами местного  самоуправления, избирательными комиссиями  других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях,  не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического, финансового  и иного обеспечения, другое  муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать  в целях, не связанных с муниципальной  службой, сведения, отнесенные в  соответствии с федеральными  законами к сведениям конфиденциального  характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные  высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии  муниципального образования и  их руководителей, если это  не входит в его должностные  обязанности;

10) принимать без письменного  разрешения главы муниципального  образования награды, почетные  и специальные звания (за исключением  научных) иностранных государств, международных организаций;

Смысл данного запрета  связан не только с предотвращением  использования должностного положения  муниципальным служащим в неслужебных  целях, но и с защищенностью служащих от неправомерного вмешательства в  их профессиональную служебную деятельность.3

Исключением из запрета являются случаи, когда в должностные обязанности  муниципального служащего входит взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями.

11) использовать преимущества  должностного положения для предвыборной  агитации, а также для агитации  по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное  положение в интересах политических  партий, религиозных и других  общественных объединений, а также  публично выражать отношение  к указанным объединениям в  качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах  местного самоуправления, иных муниципальных  органах структуры политических  партий, религиозных и других  общественных объединений (за  исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных  органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию  указанных структур;

Информация о работе Особенности правового статуса муниципального служащего