Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:09, шпаргалка
40 билетов.
13. Система права и правовая система.
Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.
Правовую систему
не следует путать с понятием системы
права, которая является лишь частью
правовой системы. Понятие правовой системы
часто используется для того, чтобы охарактеризовать
историко-правовые и этнокультурные отличия
права разных государств и народов.
14. Отрасли права в Российской Федерации.
Отрасли права подразделяются на:
16. Правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.
Дееспособность —
способность физического лица осуществлять
действия в соответствии со своей правоспособностью,
дающая возможность наделять его правами
и возлагать на него ответственность,
обязанности. Полная дееспособность приобретается
после достижения лицом совершеннолетия.
17. Правонарушение.
Правонарушение — деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом.
Правонарушение – виновное, противоправное деяние, наносящее вред обществу. Деяние право-дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения
принято подразделять на две группы:
проступки и преступления (самые
тяжелые правонарушения). В свою
очередь они могут быть дисциплинарными,
административными и гражданскими (деликтными).
18. Юридическая ответственность и ее виды.
Юридическая
ответственность – применение
санкции правоохранительной
Виды: 1) уголовная;
2) административная;
3) гражданско-правовая;
4) дисциплинарная;
5) материальная.
19. Конституционное право РФ, его предмет, методы и субъекты.
Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а также иных лиц.
Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:
а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):
б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):
Можно отдельные методы науки Конституционного права:
К числу субъектов конституционного права относят:
1) физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);
2) государство (посредством государственных органов);
3) субъекты федерации
(в федеративном государстве) и административно-
4) социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.);
5) общественные
объединения граждан (партии, общественные
организации и пр.), например, в процессе
избирательной кампании).
20. Источники конституционного права Российской Федерации.
Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся:
Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и федеральные законы. В Конституции предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые различаются:
· по юридической силе;
· по порядку принятия;
· по предметам ведения;
· по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.
К источникам конституционного права относятся:
· "Федеральный
конституционный закон о
· "Федеральный
конституционный закон о
такие законы РФ, как:
· "Закон о гражданстве РФ",
· "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и многие другие.
Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это:
· указы и другие нормативные акты Президента,
· постановления палат Федерального Собрания,
· постановления Правительства.
Источники отрасли:
· Регламенты палат Федерального Собрания,
· Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:
· Декларация о государственном суверенитете,
· Декларация о языках народов России,
· Декларация прав и свобод человека и гражданина.
К числу источников,
действующих только на территории субъектов
РФ, относятся прежде всего конституции
республик и уставы других субъектов
РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной
форме закрепляющие правовой статус
данного субъекта Федерации, основы его
устройства, компетенцию, структуру органов
государственной власти.
21. Функции, основные черты и юридические свойства конституции РФ.
Выделяют следующие функции:1) учредительную;
2) организаторскую;
3)внешнеполитическую;
4)идеологическую;
5) юридическую.
Основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести
1. Легитимность,
2. Итоговый характер предписаний,
3. Перспективность,
4. Преемственность,
5. Реальность,
6.верховенство,
7. Стабильность,
8 фундамент системы
права.
27. Законодательная власть в РФ.
Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской
форме правления
При президентской
форме правления президент и
парламент избираются независимо друг
от друга. Законопроекты, прошедшие
через парламент, утверждаются главой
государства - президентом, который имеет
право роспуска парламента.
28. Исполнительная власть в РФ.
Исполнительная
власть — один из видов самостоятельной
и независимой публичной власти в государстве,
представляющий собой совокупность полномочий
по управлению государственными делами,
такими как подзаконодательное регулирование,
внешнеполитическое представительство,
осуществление административного управления.
Таким образом, исполнительная
власть представляет собой систему
государственных органов, осуществляющих
эти полномочия. Основное назначение
исполнительной власти — организация
практического исполнения Конституции
РФ и законов Российской Федерации в процессе
управленческой деятельности, направленной
на удовлетворение общественных интересов,
запросов и нужд населения. Она осуществляется
путем реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного,
преимущественно административного права.