Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:08, реферат
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]
Понятие «полномочия местного самоуправления» находит свою конкретизацию в правах местного населения на осуществление местного самоуправления, в правовом статусе муниципальных образований и их органов и должностных лиц.
Федеральный закон 2003 года устанавливает в статье 3, что органы государственной власти обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществления местного самоуправления.
Особенность полномочий муниципального образования состоит в том, что от его имени осуществляются населением и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления.
Фадеев В. И. считает, что «полномочия местного самоуправления — это закрепляемые нормами муниципального права за населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, за муниципальными образованиями в целом как субъектами правовых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления». Подобное определение полномочий местного самоуправления находим у Кудинова О. А. и других юристов.
Полномочия местного самоуправления включают:
а) собственные полномочия
местного самоуправления, т. е. те полномочия,
которые признает за местным самоуправлением
государство и которые
б) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления реализуются в муниципальных образованиях население и (или) органами местного самоуправления.
Во-первых, полномочия местного самоуправления реализуются непосредственно населением муниципальных образований.
Статья 3 Федерального закона 2003 года определяет права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Населению Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона 2003 года предоставлено право решать вопросы местного значения муниципальных образований и вопросы местного значения межпоселенческого характера, избирать представительные органы и другие органы местного самоуправления, выборных должностных лиц. Население муниципальных образований осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах и сходах, голосовании по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации могут выступать с правотворческой инициативой и выносить проекты муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления. Исходя из этого, можно сформулировать задачи местного самоуправления для населения:
а) Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного значения;
б) Обеспечение гарантий
участия в местном
в) Осуществления взаимодействия с другими сообществами.
Во-вторых, полномочия местного самоуправления осуществляются органами и должностными лицами местного самоуправления. В этом случае полномочия местного самоуправления входят в их компетенцию наряду с предметами ведения органов местного самоуправления.
Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения органов местного самоуправления.
Предметы ведения
органа местного самоуправления —
это круг, определенный Конституцией
Российской Федерацией, федеральными
законами, законами субъектов Федерации,
уставом муниципального образования
вопросов, обусловленных задачами и
целями местного самоуправления, решение
по которым принимает
Предметы ведения органа местного самоуправления включают в себя вопросы:
К органам общей компетенции относятся органы местного самоуправления, предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни: представительные органы местного самоуправления и местная администрация
К органам специальной компетенции относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни, например, отдел образования и др.
Вторым составным
элементом компетенции
Компетенция органов
местного самоуправления представляет
собой установленную нормами
муниципального права совокупность
полномочий, необходимых для
Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно разделить на полномочия общего характера и полномочия конкретного характера.
Полномочия общего характера определяют задачи, направления органа местного самоуправления. Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относятся к полномочиям общего характера.
Полномочия конкретного характера всегда связаны с решение определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с тем реализацию полномочий общего характера органов местного самоуправления.
В Законе 2003 года четко разграничены полномочия в системе органов местного самоуправления. Определяя роль представительного органа муниципального образования в решении вопросов местного значения, относит его к исключительной компетенции наиболее важные из них, правовое регулирование которых формирует основу организации и деятельности всех других органов местного самоуправления. Согласно статьи 35 Закона 2003 года к этим вопросам относятся:
Иные полномочия представительного органа муниципального образования определяются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
Глава муниципального образования в соответствии со статьей 36 Закона 2003 года осуществляет следующие полномочия:
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и исполнительному органу муниципального образования.
Федеральный закон 2003
года обязывает муниципальные
Местная администрация наделяется уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных