Государственная власть не реализуется
сама по себе. Она всегда воплощается
в конкретных действиях различного
рода, выражающих ее содержание и направленность
и совершаемых ее субъектами, то
есть соответствующими государственными
органами. Данное условие полностью
применимо и к деятельности исполнительных
органов государственной власти,
повседневно и многообразно ее реализующих ; Изложенная
позиция позволяет определить сущность
и провести видовую классификацию форм
государственно-управленческой деятельности
(форма управления). В соответствии с современным
законодательство данная категория может
характеризоваться в качестве форм реализации
исполнительной власти. В общенаучном
толковании "форма" органически связана
с иной категорией такого же плана, а именно
— с "содержанием". В таком аспекте
под формой понимается тот или иной вариант
выражения содержания. Применительно
к исполнительной власти форма является
способом выражения ее государственно-правового
содержания, то есть всех тех качеств (прежде
всего юридических), которые характеризуют
ее как специфическую ветвь единой государственной
власти. Это — верная в методологическом
плане, однако достаточно общая посылка.
Дело в том, что содержание исполнительно
власти раскрывается и в ее функциях, и
в компетенции ее субъектов, и в методах,
используемых ими в интересах решения
поставленных перед ними задач и т. п. В
совокупности все это дает представление
о том, для чего формируется система исполнительной
власти, что она и ее отдельные звенья
практически делают ради осуществления
государственно-управленческой деятельности.
При этом имеются в виду такого рода действия
субъектов исполнительной власти, которые
типичны в своих основных проявлениях,
независимо от особенности организационно-правового
статуса того или иного исполнительного
органа. Содержание государственно-управленческой
деятельности поддается тем самым достаточно
отчетливому восприятию. В то же время
ограничиться констатацией лишь данного
методологического момента недостаточно.
Внимание, в частности, не может не привлечь
следующее весьма существенное обстоятельство.
Каждый орган исполнительной власти либо
его представитель (должностное лицо)
в силу закрепленной за ними компетенции
имеют возможность действовать тем или
иным образом в тех или иных конкретных
ситуациях. Превращение такой возможности
в реальность предполагает в обязательном
порядке совершение ими определенных
активных действий (например, принятие
решения, рассмотрение и разрешение жалобы
гражданина, осуществление регистрационных
или контрольно-надзорных действий и т.
п.). Подобные действия выражают содержание
государственно-управленческих функций,
в них реализуется компетенция данного
субъекта управления. Но что означает
их совершение? Придание им того или иного
варианта внешнего выражения. Только выраженные
подобным образом, они становятся реальным,
то есть работающим средством решения
управленческих задач и функций.
Однако действия, совершаемые субъектами
исполнительной власти, по своему характеру
и назначению различны. Значит, должны
быть различными и варианты их внешнего
выражения. Особое значение при этом имеет
тот факт, что в таком выражении прежде
всего нуждаются те из них, в которых заключено
непосредственное управляющее (упорядочивающее)
воздействие того или иного субъекта исполнительной
власти на соответствующий объект. Иначе
цель управления вообще не достигается.
С другой стороны, исполнительные органы
осуществляют многие действия, непосредственно
не связанные с управляющим воздействием.
Например, это действия, обеспечивающие
подготовку указанного воздействия либо
его эффективность, сбор информации о
результатах управляющего воздействия
(разработка проектов управленческих
решений, контроль за выполнением принятых
решений и т. п.). Сочетание действий различного
назначения придает механизму исполнительной
власти состояние постоянного "движения",
позволяет ему практически реализовать
свое конституционное назначение.
Внешнее выражение этих действий осуществляется
по-разному. Если субъект исполнительной
власти выполняет функции непосредственного
управляющего воздействия, его действия
подобного рода всегда получают свое внешнее
выражение "за пределами" его аппарата,
то есть в его взаимодействии с объектами
управления (например, с нижестоящими
исполнительными органами, общественными
объединениями, гражданами т. п.). Если
же его действия такого рода воздействие
не осуществляют, они также должны получить
соответствующее внешнее выражение, то
есть в тех или иных отношениях преимущественно
внутриорганизационного или же внутриаппаратного
характера. Но и они различны по своему
назначению.
Так, к их числу относятся управленческие
действия, совершаемые повседневно в интересах
организации и обеспечения порядка работы
данного исполнительного органа, то есть
нормального взаимодействия всех структурных
подразделений аппарата данного органа
и его административного персонала. Фактически
- это действия, совершаемые руководителем
исполнительного органа, адресуемые подчиненным
работникам его служебного аппарата. Но
это не исключает того, что управленческие
действия такого рода воплощаются в отношениях,
выходящих за рамки служебного аппарата
органа (например, проведение инструктивного
совещания с работниками нижестоящих
органов или служб ит. п.). Важное значение
имеют и последствия совершаемых внешне
выраженных управленческих действий.
В одних случаях они вызывают прямые последствия
юридического характера, а в других не
вызывают таковых.
Таким образом, говоря о формах управления,
необходимо учитывать, что они могут выступать
в роли: а) форм реализации исполнительной
власти,
б) форм государственно-управленческой
деятельности. Главенствующее значение
в механизме функционирования исполнительной
власти принадлежит первым, так как они
выражают внешне юридическое воздействие.
В них внешнее выражение фактически получает
сама исполнительная власть со всеми своими
атрибутами. Это — формы управления в
собственном смысле. Формы же государственно-управленческой
деятельности следует понимать в широком
смысле, то есть как всю совокупность совершаемых
в процессе функционирования исполнительных
органов (должностных лиц) действий, включая
и те, которые не носят характер прямого
юридического воздействия. Они, как более
общая категория, включают в свой состав
формы реализации исполнительной власти,
но могут пониматься и более узко, то есть
как совокупность действий, совершаемых
исполнительными органами (их аппаратом)
за рамками непосредственного управляющего
воздействия.
Налицо — следующая методологическая
и фактическая позиция: не все, что практически
совершается в процессе государственно
управленческой деятельности, прямо выражает
задачи и функции исполнительной власти;
многие действия управленческого характера
служат интересам "самоорганизации".
Обобщая изложенные положения, можно
утверждать, что под формой управления
понимается внешне выраженное действие
исполнительного органа (должностного
лица), осуществленное в рамках его компетенции
и вызывающее определенные последствия.
Если такого рода управленческие действия
вызывают последствия юридического характера
или нее имеют определенное юридическое
значение, их обобщенно можно обозначить
в качестве административно-правовых
форм.
- Виды административно-правовых форм
Формы управленческой деятельности
многообразны. Следовательно, единое по
своей сути понятие таких форм
нуждается в определенной классификации. Классификация
форм управленческой деятельности может
проводиться по различным основаниям.
Наиболее распространенным и обоснованным
является их подразделение на правовые
и не правовые. Различия между ними, как
правило, проводятся по характеру вызываемых
ими последствий. Правовые формы всегда
влекут за собой четко выраженные юридические
последствия, а потому они и в максимальной
степени претендуют на обозначение их
в качестве административно-правовых
форм управления. Это - любые внешне выраженные
действия соответствующих субъектов исполнительной
власти, совершение которых непременно
влечет за собой наступление определенных
правовых последствий. Они являются административно-правовыми
формами в собственном смысле, т.е. формами
реализации исполнительной власти, составляющих
ее содержание юридически властных полномочий.
Что же касается не правовых форм, то они
прямых юридических последствий не влекут.
Однако изложенные положения не являются
безоговорочными. Так, наряду с принятием
правовых актов нередко называют "совершение
других юридически значимых действий".
Очевидно, что их "юридическая значимость"
заключена в вызываемых ими правовых последствиях
(например, составление отчетных данных,
выдача справки с места работы и т.п.).
Дело в том, что нельзя все управленческие
действия сводить только к изданию правовых
актов. Во многих случаях исполнительные
органы (должностные лица) помимо издания
актов совершают много действий иного
юридического характера. Так, например,
они могут разрешать гражданам, общественным
объединениям и другим участникам управленческих
отношений совершение определенных действий;
осуществлять в установленных случаях
обязательную государственную регистрацию:
выдавать официальные документы типа
прав на вождение транспортных средств
и т.п. Конечно, юридическая значимость
подобных действий и их последствий налицо.
Но свое выражение они получают, как правило,
не прямо, а опосредствованно. Так, наделение
специальными правами осуществляется
на основании уже принятого правового
акта. В других случаях (например, при регистрации)
также необходимо наличие соответствующего
правового акта. В силу этого, а также учитывая
недостаточную определенность иных юридически
значимых действий, представляется возможным
к числу правовых форм отнести: издание
юридических актов и совершение на их
основе иных действий юридического характера.
Главное заключается в том, что форма
управленческой деятельности может быть
отнесена к числу правовых только в том
случае, если в действиях, совершаемых
субъектом исполнительной власти, отчетливо
проявляется характерное для государственного
управления юридическое волеизъявление
данного субъекта. В этом суть правовых
форм реализации исполнительной власти.
Иные действия, повседневно осуществляемые
исполнительными органами (должностными
лицами) в различных вариантах и связанные
с процессом непосредственной реализации
исполнительной власти, но сами по себе
элементами такого процесса не являющиеся,
однозначно относятся к не правовым (организационным,
аналитическим, обеспечительным и т.п.).
Исполнительная же власть с учетом особённостей
реализуется только, субъектами (а не аппаратными
подразделениями совещательного, подготовительного
и иного вспомогательного типа) и только
в правовых формах. Это, конечно, не умаляет
значимости не правовых форм.
Как правило, в числе форм управленческой
деятельности называют: издание нормативных
актов, издание индивидуальных (административных)
актов, заключение договоров, осуществление
организационных (организационно- технических)
действий, выполнение материально-технических
операций.
С выделением договоров можно согласиться
при условии обозначения их в качестве
административно-правовых; в таком случае
они включаются в состав правовых форм.
Относительно организационно-технических
и материально-технических операций (действий)
следует иметь в виду, что последние вообще
не могут рассматриваться в качестве форм
управленческой деятельности. Их роль
исключительно вспомогательная (делопроизводство,
экспедиция, транспорт, охрана и т.п.), а
форма выражения - не правовая. Реализацию
исполнительной власти они, конечно, не
выражают; осуществляют их не управленческие
работники, а обслуживающий персонал.
Природа организационных действий и их
назначение совершенно иные совершают
государственные служащие - административно-управленческие
работники, в действиях которых находит
свое практическое выражение повседневная
работа, возложенная на данный исполнительный
орган. Это - специалисты, исполнители,
функционеры, т.е. оперативный персонал
данного органа, работающий под непосредственным
руководством со стороны должностного
лица, возглавляющего этот исполнительный
орган. Они занимают служебные должности
в его аппарате, закрепляющие соответствующие
функции полномочия каждого из них. В определенном
объеме они совершают юридически значимые
действия, но не облеченные в форму правовых
актов управления. Поэтому их деятельность
может быть отнесена к правовым формам
государственно-управленческой деятельности,
но далеко не во всех случаях - к формам
реализации исполнительной власти. Следовательно,
неправомерно обозначать все многообразие
подобного рода управленческих действий
как организационные. Предпочтительней
характеризовать их как функциональные
действия, ибо они направлены на обеспечение
реализации именно функции данного исполнительного
органа в рамках преимущественно внутриаппаратных
служебных отношений. Такого рода действия
либо предшествуют реализации исполнительной
власти, либо являются следствием, вытекающим
из процесса такой реализации, либо, наконец,
служат одним из вариантов этой реализации
в пределах компетенции определенного
должностного лица.
Все они могут быть как правовыми, так
и не правовыми.
Таким образом, классификационный подход
к формам управления подводит к выводу
о наличии правовых либо не правовых форм.
Реализация исполнитель власти возможна
только в административно-правовой форме.
Государственно-управленческая деятельность
может быть выражена в обеих формах. |