Понятие государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание

Госуда́рство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Госу

Содержание

План:
1.Понятие государства и права и их соотношение.
2.Общая характеристика трудовых правоотношений.
3.Ситуации(1,20,30)
4.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Государство и право.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

 

План:

1.Понятие  государства и права и их  соотношение.

2.Общая характеристика трудовых правоотношений.

3.Ситуации(1,20,30)

4.Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Госуда́рство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.

Государство оперирует  определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

На 2012 год не существует единого юридического определения термина «Государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет соответствующих полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство»[3].

Один из немногих документов, дающих определение «государства»  в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

Государство  и  право  – важнейшие факторы общественной   эволюции, непременные спутники современного общества.

Деятельность  государства, принятие и реализация  законов,  обеспечение  прав граждан, поддержание  общественного  порядка  тесно  связаны  с  положениями политико-правовой теории. Известны самые различные классификации связей, взаимодействий, причинно-следственных отношений, которые не всегда совпадают по содержанию, но показывают всю сложность и многообразие данных явлений.

 Различают,  к примеру, следующие типы связей:                           

а) внутренние и внешние;

 б) непосредственные  и опосредованные;

в) прямые и обратные;

г) устойчивые и  неустойчивые;

 д) существенные  и несущественные;

е) простые и  сложные;

ж) бинарные и  многочисленные и др.

 Среди основных  видов причинности выделяют:

а) внутренние;

б) внешние;

в) статические;

г) механические;

 д) психические;

 е) социальные  и др.

 Связи взаимодействия, в частности, делят на:

 а) связи  порождения;

б) связи преобразования;

 в) связи  развития и др.

Управления, поддержания и укрепления порядка в общественной жизни, регулирования отношений между людьми, установления связей между общественными и политическими институтами, отношения с иными государственными системами – вот основные факторы, определяющие главное во взаимодействии (сущность, характер, масштаб) государства и права. Последние – это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу, распадающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных, но взаимодействующих явления. В рамках же политико-юридической системы – соответствующие институты, идеи, нормы, ценности, отношения – государство и право выступают в качестве составных элементов, связи между которыми и их деятельность во многом определяют сущность и основные тенденции развития данной системы. Государство и право сами по себе, видимо, обладают меньшей самостоятельностью, чем их соединение в нечто единое целое.

Являются ли причинные связи, отношения стороной, частью взаимодействия между государством и правом? Нередко на этот вопрос дается отрицательный ответ, исходя при этом из того факта, что государство и право сами являются производными от одной, общей для них причины. Однако, как представляется, это несколько упрошенное решение проблемы. Государство и право – не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на проблему причинности шире, то на поставленный вопрос можно ответить положительно.

В процессе «производства» государство и права имеет место не простое причинение, предполагающее порождение одной причиной одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах, о сумме причин, об условиях-факторах, без которых не может возникнуть следствие.

Поверхностное рассмотрение отношений государства и права может привести к выводу, что первопричиной возникновения и развития, например, права есть государство, что именно правотворческая деятельность государственных органов – подлинный и единственный источник права. Так выглядит эта связь на первый взгляд. Более глубокий анализ показывает: право возникает и существует не потому, что есть государство, что есть государственные законодательные органы, а потому, что определенные общественные отношения, потребности, интересы не могут быть выражены, структурированы, реализованы.

 

ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Трудовые отношения составляют основное содержание трудового права.

По сути дела, это общественные отношения, урегулированные нормами трудового права. 
Субъекты трудового отношения делятся на основные и дополнительные. Такое деление основано на степени влияния того или иного субъекта на возникновение, действие и прекращение трудовых отношений. 
 
• Основными субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.  
• Дополнительными субъектами являются совет трудового коллектива, комиссии по трудовым спорам, профсоюзы, службы занятости, юридические службы на предприятии и другие структуры, обеспечивающие нормальное функционирование производства. Дополнительные субъекты могут выступать в качестве основных, когда они непосредственно определяют судьбу возникновения, действия или прекращения трудовых отношений.  
Трудовое отношение основано на соглашении, в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие (работодатель) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон. Внешне трудовое отношение выглядит как вид обязательственных отношений гражданского права. Однако в рамках гражданско-правовых отношений исполнитель обязан предоставить обусловленный договором результат труда, т.е. надлежаще исполнить обязательство. Вопросы, касающиеся характера и меры труда, режим и распорядок рабочего дня, способы исполнения принятых обязательств, т.е. сам процесс рабочего труда, а не только его результат, входят в компетенцию трудового правоотношения, что и отличает его от гражданского правоотношения. 
Виды трудовых отношений. 
• Выделяют следующие виды трудовых отношений:  
1. Отношения по вопросам приема на работу. Строго говоря, эти отношения не являются еще трудовыми. Они предшествуют возникновению трудовых отношений и создают для них соответствующую юридическую базу. Они определяют характер будущих трудовых отношений. На этом этапе еще нет работника и работодателя. Здесь есть физическое лицо, вступающее в отношение с администрацией предприятия по поводу заключения трудового договора.  
2. Непосредственные трудовые отношения. Здесь действуют все субъекты трудового права (основные и дополнительные).  
3. Отношения, связанные с расторжением трудового договора и увольнением работников.  
4. Отношения, возникающие в связи с восстановлением на работе работника. Эти отношения возникают, если трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя и несогласный с таким решением работник обратился в суд с иском о восстановлении на работе.  
Права и обязанности субъектов. Одной из составляющих трудового отношения являются права и обязанности субъектов. 
• Основными правами работников являются:  
- право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;  
-право (по согласованию с работодателем) устанавливать режим рабочего времени и распорядок трудового дня;  
- право на вознаграждение за свой труд в зависимости от личного трудового вклада и качество труда;  
- право на объединение в профсоюзы;  
- право на ежегодный оплачиваемый отпуск;  
- право на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровью в связи с работой;  
- право на социальное обеспечение по возрасту и при утрате работоспособности;  
- право на судебную защиту своих трудовых прав.  
Конституция Украины как основной источник трудового права

Основным законом каждого  государства есть конституция. Она  дает научное осмысление политических и экономических процессов в  стране, закрепляет идею распределения  и организации государственной  власти, ее соотношение с демократическими учреждениями общества, определяет права и свободы граждан и создает условия для их реализации.

До сих пор  считалось, что первой конституцией в мире была конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. Тем не менее уже доказаниный, что фактически первой в мире конституцией была Конституция Украины, принятая 5 апреля 1710 г. в Бендерах на казацком совете, который имел название «Пакты и Конституция прав и вольностей Запорожского Войска». Этот документ состоял из 16 пунктов и начинал из преамбулы: «Украина обеих сторон Днепра должны быть на вечные времена свободной от чужого господства». Все правительственные должности становились выборными, сурово разграничилось государственное сокровище и личные средства гетмана. Запрещалось делать притеснения посполитим, налоги накладывались в зависимости от имущественного состояния.

Именно так  гетман Украины Филипп Орлик отметил  свое вступление на гетманство. Эта  конституция была первой демократической конституцией не только в Европе, а и в мире, так как была принята на 77 лет прежде конституции Соединенных Штатов.

Итак, основным постулатом Конституции Филиппа  Орлика была независимость Украины  как от России, так и от Польши. Ограничивалась власть гетмана и создавался казацкий парламент. Предполагалось установление национального суверенитета, определение границ Украинского государства, неприкосновенность Запорожской Сечи. Законодательным органом определялся Совет генеральной старшини, а главой исполнительной власти - гетман.

Особо ценным в  Конституции Украины 1710 г. есть то, что  в ней речь шла об обеспечении  прав человека, экономические и другие важные для государства вопроса. К сожалению, эта Конституция  не нашла своего практического применения, так как колониальный гнет Русской империи во главе с Петром І сводился, а позднее фактически привел к уничтожению гетьманату как учреждения и украинской государственности.

За годы советской  власти в Украине дословно воспроизводились конституции, которые принимались в Советском Союзе. Так было с конституцией 1936 p., которую называли сталинской, и с конституцией 1977 p., прозванной брежневской. Эти Конституции провозглашали основные права и свободы в области трудовых отношений, такие как право на работу, право на отдых, право на здравоохранение, право на образование, право принимать участие в управлении государственными и общественными делами, право на объединение в общественные организации, право на материальное обеспечение в старосте, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, а также потери кормильца. Обязанностью и делом чести каждого способного к работе гражданина признавались добросовестная работа в избранной им области общественное полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины, хранение и укрепление государственной собственности.

28 июня 1996 г.  Верховная Рада приняла новую  Конституцию Украины, которая  стала чрезвычайно важным політико-пра-вовим  документом, который зафиксировал  существующее состояние развития  Украинского государства и общества, их правовой системы.

Конституция Украины  принята в условиях разногласий  между политическими партиями о  путях развития нашей государственности, поэтому целый ряд ее положений  далекая от совершенства.

Несмотря на это, Конституция Украины 1996 г. создает правовую основу для усовершенствования правового регулирования общественного отношения во всех сферах жизни. Она является надежной базой для деятельности предусмотренных ею государственных органов и политических институтов, интенсификации текущего законодательства, создание значительного количества кодифицированных правовых актов, поскольку современный массив законодательства Украины - это большое количество законов, указов, постановлений, инструкций, правил и других актов, часть которых принята еще в старые времена.

Конституция Украины  провозгласила, что все люди есть свободные и равные в своем  достоинстве и правах. Права и  свободы человека являются не-отчуждаемыми и незыблемыми, они не являются исчерпывающими. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не поднимаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие ее личности.

Граждане имеют  равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Каждый имеет право на повагу к его достоинству, на свободу и личную неприкосновенность.

Гражданам Украины  принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которая не запрещена законом, право на работу, которую они свободно или на которую свободно соглашаются, право на отдых, право на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, которая включает достаточное питание, одежда, жилье, право на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование и др.

Провозглашаемые Конституцией права можно назвать  положительными правами, которые в  собственном понимании этого  понятия не являются правами, поскольку им не корреспондируют определенные обязанности, они не гарантируются и не могут гарантироваться в полном объеме, например, с помощью судебной защиты.

На сегодня  ни одна страна в мире не может создать  надлежащих гарантий реализации и защиты экономических, социальных и культурных прав своим гражданам. Отсутствие же судебной защиты, которая является формой правовых гарантий, превращает названные права на декларацию и тем самым дискредитирует самую идею прав человека.

Информация о работе Понятие государства и права