Понятие гражданского правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Современное общество, в известной степени, можно считать продуктом развития человеческих отношений. Одно из ключевых мест в многообразии этих отношений занимают правоотношения, так как они выполняют общерегулирующую функцию по отношению ко всем имеющимся общественным связям. Даже среди различных отраслей права, регламентирующих отдельные виды общественных отношений, везде неизбежно присутствуют правоотношения.

Работа состоит из  1 файл

Правоведение курсовая..doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным  характером. Например, осуществление  некоторых видов деятельности требует  от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут  быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Как уже отмечалось выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами, индивидуализирующими его признаки, являются его местонахождение и наименование.

Вместе  с тем, в гражданском обороте  необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его  продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения.

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный  порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный  порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих  лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что  юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако ст.51 Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимость государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.

Наряду  с законодательством, правовой основной деятельности любого юридического лица  является его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ – учредительный договор для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличие от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое он входят.

Как уже  отмечалось выше, каждое юридическое  лицо должно быть зарегистрировано в  соответствии с законом. Государственная  регистрация является завершающим  этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимым для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становится доступным для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органами, хотя в соответствии со ст.51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому в настоящее момент регистрацией юридических лиц занимаются: Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления – в отношении общественных и религиозных учреждений;

Местные органы власти (районные администрации) в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий;

Государственная регистрационная палата и ее местные  отделения в отношении предприятий с иностранными инвестициями;

Центральный банк в отношении коммерческих банков.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, государственные муниципальные образования.

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые основы из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

Государство  само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения;

Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории  субъектов:

Российская  Федерация, субъекты РФ, республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК). Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица. От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы РФ. Это Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Объекты гражданских  правоотношений 

Объекты гражданских правоотношений – это  различные материальные (в том  числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права.

Под объектом правоотношения обычно понимают то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие. Как общественная связь между  людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия, гражданское правоотношение может воздействовать только на поведение человека. По этому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.

В действительности поведение участников правоотношений невозможно рассматривать изолировано от тех объектов, по поводу которых оно осуществляется, ибо такое поведение никогда не является беспредметным и бесцельным. Смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданского права) заключается в установление для них определенного гражданско-правового режима, то есть возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок). Ясно что такой режим на самом деле устанавливается не для различных благ, а для людей, совершающих по поводу этих благ различные юридически значимые действия. Иначе говоря, он определяет именно поведение участников правоотношений, касающееся соответствующих материальных и нематериальных благ.

В силу этого объектом гражданских правоотношений (или объектом гражданских прав) можно было бы признать правовой режим разнообразных благ, а не сами эти блага. Ведь именно этим (а не своими физическими свойствами) отличаются друг от друга различные объекты гражданского оборота, и именно эта их сторона имеет значение для гражданского права. Тем не менее, по сложившейся традиции и при известном упрощении ситуации к числу таких объектов относят именно материальные и нематериальные блага либо деятельность по их созданию, имея в виду, что в связи с ним (по их поводу) и возникают соответствующие права и обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений. Почти все рассматриваемые объекты могут быть охвачены также понятием объектов гражданского (имущественного) оборота. Лишь личные неимущественные блага не могут  быть объектом оборота, поскольку они неотчуждаемые от их обладателей. Однако гражданские правоотношения во  всяком случае могут возникать по поводу их защиты. Поэтому понятие объекта гражданских правоотношений (объекта гражданских прав) оказывается шире понятия объекта гражданского оборота.

По вопросу  об объекте гражданского правоотношения в литературе высказываются самые  различные мнения. Одни авторы считают, что в качестве объекта гражданского правоотношения всегда выступают вещи. Между тем вещи не способны реагировать на воздействие со стороны правоотношения как определенного рода связи между людьми. Само по себе взаимодействие между людьми не может привести к каким-либо изменениям в вещах. Лишь поведение человека, направленное на вещь, способно вызвать в ней соответствующие изменения. Другие авторы полагают, что объекты гражданского правоотношения образует поведение человека. Однако не всякое поведение человека составляет объект правоотношения. Так, нельзя рассматривать в качестве объекта поведение людей в процессе их взаимодействия в рамках существующего между ними правоотношения. Это поведение составляет содержание гражданского правоотношения. Только поведение субъектов гражданского правоотношения, направленное на различные материальные и нематериальные ценности, может выступать в качестве объекта гражданского правоотношения. По изложенным выше причинам нельзя рассматривать в качестве объекта гражданского правоотношения сами материальные, духовные и иные блага: вещи,

продукты  творческой деятельности, действия людей, результаты действий и т.д. Гражданские правоотношения может воздействовать лишь на строгое определение явления окружающей действительности поведение людей, направленное на различного рода блага, но не на сами эти блага. Сам по себе объект утрачивает какой-либо смысл, если на него нельзя оказать никакого воздействия. Поэтому, под объектом гражданского правоотношения следует понимать все то, по поводу чего возникают конкретные права и обязанности его субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации,1994 г.

2. «Государство  и право». С.С. Алексеев. М.1996 г.

3. Гражданское  право. Учебник. Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С.- П.1996 г. 

4. Гражданское право. Учебник. Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М1998 г.

5. Закон РФ «О гражданстве РФ» 1991 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие гражданского правоотношения