Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:29, реферат
Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.
Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.
Так, гражданину
предоставляется возможность
в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти, так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;
г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
В соответствии
со сложившимися в юридической теории
и практике представлениями о
процессе и процессуальной деятельности
следует акцентировать внимание
преимущественно на их юридической
сущности, как это имеет место, например,
в отношении уголовного и гражданского
процесса. На подобной базе можно выделить
административно- юрисдикционные нормы,
регламентирующие порядок рассмотрения
и разрешения преимущественно во внесудебной
форме различного рода административно-правовых
споров. Имеется в виду реализация административной
юрисдикции, т.е. принадлежащих соответствующим
органам управления (должностным лицам)
полномочий по самостоятельной правовой
оценке поведения лиц или организаций
и по применению в необходимых случаях
установленных мер административно-
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы.
Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственною управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
в) ключевые
вопросы организации и
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
е) административно-правовой статус граждан,
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общи ми, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.
Заключение
Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административ-ного права являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).
Каждая норма
органично включена в отраслевую
систему, вне которой действовать
не может. Огромное множество административно-
По предмету административно-правовые нормы могут быть: материальные и процессуальные
По содержанию: обязывающие, управомочивающие, предписывающие, запрещающие, рекомендательные и поощрительные.
По юридической силе: законодательные и подзаконные.
По территориальному действию: федеральные, субъектов РФ и муниципальные.
Юридическая
сила норм зависит от положения тех
органов, которые приняли акты, содержащие
нормы. Иными словами, иерархия норм
отражает иерархию органов, их принявших.
Различаются нормы
Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке.
Список использованной литературы:
4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. - М.: Наука, 2006. – 349 с.
5. Административное право.
Информация о работе Понятие и особенности административно-правовых норм