Понятие и особенности административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обуславливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………......3;
1. Понятие административно-правовых отношений и их структура………4-6;
2. Особенности административно-правовых отношений………………......7-8;
3. Виды административно-правовых отношений………………………….9-13;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………………..........14;
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15;

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)


3

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Административное право»

 

Тема: « Понятие и особенности административно-правовых отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Чернякова Е.С.,

студентка гр. 219-ун

Зачетная книжка № 09-176

Проверил: Поздняков А.И.

«___» ____________20___г.

 

(оценка и подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………......3;

1.      Понятие административно-правовых отношений и их структура………4-6;

2.      Особенности административно-правовых отношений………………......7-8;

3.      Виды административно-правовых отношений………………………….9-13;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………………..........14;

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обуславливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин – это один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты нарушенных прав и свобод.

Приоритетными являются предмет и метод административного права, которые определяют необходимую основу для проведения видовых отличий между правовыми отношениями.

Тема актуальна тем, что позволяет выяснить сущность административно-правовых отношений, их структуру и проследить за принципами государственного управления и контроля сложнейшим механизмом государством.

Целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, и, наконец, необходимо обозначить роль административно-правовых отношений в социальной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

 

 

 

 

1.                   ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ СТРУКТУРА

Общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правоотношениями. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т.е. отношения в сфере деятельности системы исполнительной власти. 

Административные правоотношения (как и любые другие правоотношения) имеют следующие обязательные элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношения, юридические факты.

Субъекты административных правоотношений – это его участники, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Различают следующие виды субъектов административного права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).[1] Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т.е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. Речь идет о двух категориях:

1) административная правоспособность – это способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и т.п.);

2) административная дееспособность – это способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Объект любого правоотношения – то, по поводу чего его участники вступают между собой в юридическую связь. Объекты правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества.[2]

Содержание административно-правового отношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, которые возникают у них в результате вступления в данные отношения. При этом права понимаются как мера юридически возможного, а обязанности – как мера юридически необходимого поведения. Права и обязанности участников административно-правовых отношений устанавливаются государством в нормативно-правовых актах.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма административного права связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают: деяния и события. Деяние – это действие или бездействие.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными (что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм), но могут быть и неправомерными, не соответствующими требованиям административно-правовых норм. Характерный пример правомерных действий субъекта исполнительной власти -  издание им в пределах своей компетенции правового акта, имеющего индивидуальный характер, т.е. относящегося (адресованного) к конкретному лицу. Прямое юридическое последствие его издания – возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения. Наиболее характерными для сферы государственного управления неправомерными действиями являются дисциплинарные проступки или административные правонарушения.

Неправомерным может быть и  бездействие, т.е. пассивное поведение субъектов, когда необходимо действовать (например, непринятие должностными лицами предприятия необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности).

События – это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов (например, чрезвычайная ситуация, смерть, рождение и т.п.). В этих случаях возникновение административно правовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.[3]

 

 

 

 

 

 

2.                   ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения, обладая основными признаками любого правоотношения, имею свои специфические особенности:

           урегулированы нормами административного права;

           возникают в сфере государственного управления и, по сути, представляют организационные отношения;

           в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Данный признак предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности;

           могут возникать по инициативе любой их сторон, при этом в отличие, например, от гражданско-правовых отношений согласия или желания второй стороны не требуется;

           характеризуются большим количеством субъектов, при этом одной из обязательных сторон (участников) административно-правовых отношений являются органы исполнительной власти (их должностные лица), обладающие властными полномочиями. Дело в том, что в административно-правовых отношениях прямо и непосредственно выражаются воля и интересы государства, публично-правовой, т.е. государственный интерес. Эти отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства.

Рассматривая особенности административно-правовых отношений, следует также указать, что между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Для разрешения этих споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и принимает по нему одностороннее юридически властное решение. При этом граждане и нижестоящие звенья системы исполнительной власти используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования. Законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает также возможность их судебного разрешения.

Если для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой, то для административно-правовых отношений установлен иной порядок. Нарушение одной из сторон такого правоотношения требований административно-правовой нормы не влечет ответственности одной стороны перед другой. Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового интереса, а ответственность наступает перед государством. Полномочный исполнительный орган (должностное лицо) самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовым отношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, её участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т.д.

По сущности управления административно-правовые отношения подразделяются на:

     основные административно-правовые отношения, т.е. собственно властеотношения между соподчиненными субъектом и объектом управления. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между руководителями и подчиненными, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности;

       неосновные административно-правовые отношения, т.е. отношения между несоподчиненными сторонами управленческого процесса. Например, отношения двух равноправных органов исполнительной власти при подготовке совместного правового акта или решения взаимных управленческих вопросов;

По содержанию норм административного права административно-правовые отношения подразделяются на:

       материальные административно-правовые отношения, т.е. возникающие на основе материальных норм административного права. Например, отношения по реализации субъективных прав и обязанностей;

       процессуальные административно-правовые отношения, т.е. отношения в связи с разрешением конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами. Например, отношения, возникающие при привлечении к административной ответственности, при рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами;

Информация о работе Понятие и особенности административно-правовых отношений