Понятие и система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, осуществление социальных и экономических программ, реализация конституционных прав и свобод граждан во многом зависят от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты формирования системы органов исполнительной власти, распределение компетенции между ними, комплектования их личного состава.

Содержание

Введение 3
1. Понятие административного права 5
2. Система административного права 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

РЕФ.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)


Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

           ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО»

 

 

 

на тему: Понятие и система административного права

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент _4_курса

Группы _ЭВ-4_______________

Ерёменко Е. В.______________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Проверил:

_____________________________________

(уч. степень, звание, Ф.И.О.  преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2013

 

Содержание

 

Введение  3

1. Понятие административного права  5

2. Система административного права  10

Заключение  14

Список использованной литературы  15

 

 

 

Введение

 

Административное право, являясь одной из отраслей права, представляет собой систему юридических  норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, а также в связи с осуществлением функций управленческого характера.

Административное право  – важнейшая отрасль правовой системы России. Во-первых, потому, что  административно-правовые нормы регламентируют построение, содержание, формы и методы деятельности самой большой ветви государственной власти – государственной исполнительной власти. Во-вторых, потому, что оно закрепляет, конкретизирует осуществление одного из основных методов государственного руководства страной – административно правового метода. В-третьих, административное право является главной отраслью для финансового, экологического и ряда других отраслей российского права. В-четвертых, административно-процессуальные нормы регламентируют процедуры деятельности субъектов публичной администрации при применении ими норм финансового, семейного, муниципального, уголовно-исполнительного и иных отраслей права.

В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, большая территории, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции, обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, осуществление социальных и экономических программ, реализация конституционных прав и свобод граждан во многом зависят от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты формирования системы органов исполнительной власти, распределение компетенции между ними, комплектования их личного состава.

Административное право  призвано предложить аппарату публичной  администрации научно обоснованный набор методов воздействия на общество в нормальных и чрезвычайных условиях, способов реализации и защиты прав и законных интересов граждан, демократические процедуры деятельности государственной администрации.

В 90-х годах ХХ века в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всех административно-правовых нормах, они были обновлены, расширены, модернизированы, стали более демократичными.

 
 
 
 
 
 

 

1. Понятие административного права

 

Административное право  может быть определено как отрасль  права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органами государственного управления, а также в связи с осуществлением другими государственными органами и негосударственными организациями деятельности управленческого характера от имени государства с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан. 

Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Специфика административных правоотношений — наличие специальных субъектов — органов исполнительной власти или иных исполнительных органов.

Государственное управление и исполнительная власть, представляя собой близкие  понятия, включают три основных признака: управленческий (исполнительный) аппарат, выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную) и используемую им в этом процессе власть.

Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной  и муниципальной администрации  и тесно связанная с ней  работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе  и др.). Главная составляющая предмета административного права – система отношений публичной администрации с гражданами и ихи организациями. Основная задача административного права – правовое обеспечение конституционных положений граждан.

Будучи неотъемлемой частью структуры  российского права, административное право соотносится с ней как  часть и целое. По своей сущности административное право не отличается от любой другой отрасли права. Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства. 

Однако административное право  отличается от других отраслей права  предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом  в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. 

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений: 

−     определяют правовое положение граждан в сфере управления; 

−     регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами; 

−     регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления; 

−     устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

−     определяют способы обеспечения законности в государственном управлении; 

−     регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении; 

−     регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Являясь неотъемлемой частью структуры  российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права: 

-      с конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе и административного; 

-      с финансовым правом, административное право определяет компетенцию, связь между отраслями права определяется связью функций государства и регулируемых им общественных отношений: финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов; 

-      с земельным правом, государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права; 

-      с гражданским правом, административное право и гражданское право нередко регулируют одни и те же отношения, но применяют разные методы регулирования; 

-      с трудовым правом, многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются административными и трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правой. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом; 

-      с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административными и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот;

-      с уголовно-процессуальным и граждански-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия, суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами; 

-      с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.1

Основные цели административного  права можно определить так:

1. Создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной власти;

2. Создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

3. Правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;

4. Создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;

5. Обеспечение безопасности страны, организаций, граждан, в том числе защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти.

 
 

 

2. Система административного права

 
         Система административного права  – это целостная система, органически взаимосвязанная совокупность расположенных в определенной логической последовательности административно-правовых норм и институтов, объединенных едиными предметом и методом, принципами и целями.

Признаки системы административного права:

  • обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
  • представляет собой объективное правовое явление;
  • характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
  • включает определенные элементы;
  • изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

  • принципов государственного управления;
  • административно-правового статуса граждан (физических лиц);
  • административно-правового статуса органов исполнительной власти;
  • государственной и муниципальной службы;
  • административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
  • административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
  • административно- правовых режимов;
  • форм государственного управления;
  • методов государственного управления;
  • административной ответственности;
  • административного процесса;
  • обеспечения законности в государственном управлении;
  • административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
  • административно-правовых основ управления в сфере экономики;
  • административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
  • административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.2

Информация о работе Понятие и система административного права