Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:34, реферат

Описание

В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Вместе с тем среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное, основное звено, а именно: государственный орган, разрешающий административное дело по существу. Это орган административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и назначать правонарушителям административные наказания.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

   Для обеспечения обоснованного, справедливого  привлечения нарушителей к административной ответственности и назначения административных наказаний большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях.

   В соответствии с действующим законодательством  применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Вместе с тем среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное, основное звено, а именно: государственный орган, разрешающий административное дело по существу. Это орган административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и назначать правонарушителям административные наказания. Их деятельность характеризуется как административно-юрисдикционная, а сами они – как субъекты данного вида юрисдикции.

   В отличие от правосудия, которое может  осуществлять только суд, система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью и многообразием субъектов, что объясняется разнообразием и распространенностью административных правонарушений.

   Рассмотрение  дел об административных правонарушениях  невозможно сосредоточить в одном  органе без ущерба для основных преимуществ  административного процесса – его  оперативности и относительной  простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных наказаний привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам времени и средств.

   В настоящее время отсутствует  единая система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром.

   Совокупность  органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними. В зависимости от организационного построения этих органов и особенностей административных правонарушений дела о них рассматриваются:

   а) только низшими звеньями системы (например, военными комиссариатами);

   б) низшими и вышестоящими звеньями системы (органы государственного надзора  за безопасностью движения);

   в) всеми звеньями системы (например, от районных, городских до федеральных  органов государственного пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора).

   Основной  принцип построения системы органов, осуществляющих административную юрисдикцию, – территориально-отраслевой. Он означает, что борьба с административными  правонарушениями ведется с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления. В соответствии с этим в системе органов административной юрисдикции можно выделить две основные подсистемы: территориальную и отраслевую.

   К территориальным органам относятся  прежде всего судьи, комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии. Они наделены наиболее широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

1) В  соответствии со ст.23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи. Судьи (мировые судьи) рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее  суровых  административных  наказаний- дминистративного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения  за  пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации.

Исключительной  компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях, посягающих на права граждан; здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения  и общественную нравственность; собственность; институты государственной власти и порядок управления; общественный порядок и общественную безопасность, а также в области коммерческой деятельности, финансов и налогообложения.

2) Комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав (ст.23.2), создаваемые  при районных и городских администрациях либо при соответствующих органах местного самоуправления во всех субъектах РФ. Их систему возглавляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершённых лицами в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими др. правонарушений. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесённые к компетенции др. юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

3) Административные  комиссии - единственные юрисдикционные  органы, специально образуемые для  рассмотрения всех категорий  дел об административных правонарушениях,  за исключением отнесённых законодательством к компетенции др. органов (должностных) лиц. Порядок образования и деятельности административных комиссий регулируется правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. 

   Отраслевые  органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связанные с отраслями государственного управления, функционируют на основе специализации

Самостоятельную и самую многочисленную группу органов  отраслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные ст.23.3-23.61 КоАП РФ,к ним относятся: органы внутренних дел (милиция, ГИБДД); органы различных видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского, автомобильного и электротранспорта); органы, осуществляющие государственный надзор и контроль (ветеринарный, карантанный, санитарный, пожарный, геологический, горный, водный, лесной, экологический, промышленный, геодезический, валютный; архитектурно-строительный; пробирный, экспортный, ядерной и радиационной безопасности, энергетический, в области защиты растений, охраны земель и их мелиорации, за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, за безопасностью взрывоопасных производств, за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; за связью и информатизацией, обращением и защитой информации; за обеспечением защиты государственной тайны; за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; за соблюдением порядка ценообразования; за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней; за государственными стандартами и обеспечением единства измерений; за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; в области наименований географических объектов); органы налоговой службы; органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; городские (районные) военные комиссариаты; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; таможенные органы; органы и войска пограничной службы; федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда; государственные семенные инспекции; органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; органы рыбоохраны; органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации, организации воздушного движения РФ; органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг; федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы; органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы государственного статистического учета; органы государственной жилищной инспекции; органы регулирования естественных монополий.

Дела  об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: руководители и заместители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами Президента  РФ  и Правительства РФ надзорные и контрольные функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 г. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 
20.12.2001 г. 
3. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93 г. 
4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г. 
5. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. 
6. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.95 г.

Информация о работе Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях