Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:33, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;
2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;
3) систематизировать административно-правовые режимы по разным критериям.
Введение 3
Основы теории правовых режимов 3
Понятие административно-правовых режимов 9
Виды административно-правовых режимов 13
Заключение 15
Список литературы 17
Административно-правовые
режимы - это специальный комплекс оперативных
государственных управленческих решений
и административно-правовых мер убеждения
и принуждения, способных обеспечить достаточно
оперативно стабилизацию общественных
отношений в регионе или государстве в
целом, и последующее упорядочивание общественных
отношений, вышедших за пределы влияния
обычных административно-правовых мер
воздействия. Как правило, административно-правовые
режимы временно ограничивают права и
свободы граждан, используют в своем арсенале
значительное количество методов административного
принуждения. Эта возможность ограничения
прав и свобод граждан предусмотрена частью
3 статьи 55 Конституции РФ и может быть
установлена только федеральным законом
«в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечение
обороны страны и безопасности государства».
Четвериков В.С. Административное право.
Ростов н/Д.: Феникс, 2004. с. 200-201. Тем самым
на уровне Конституции Российской Федерации
сформулирован один из важнейших признаков
административно-правовых режимов: ограничение
прав и свобод человека и гражданина в
целях, прямо указанных Конституцией Российской
Федерации.5
Административно-правовой режим достигается с помощью таких средств, как:
1)
дополнительные запреты и
2) специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил - государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;
3) разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает это нецелесообразным;
4)
система контроля и надзора
за выполнением режимных
5)
организационно-техническое
Административно-правовые
режимы могут быть рассмотрены как
институт административного права.
Их правовой основой выступают Конституция
РФ, федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления Правительства РФ,
акты федеральных органов исполнительной
власти, а также законы и иные правовые
акты субъектов РФ. Среди них выделяются
акты, специально посвященные одному виду
административно-правовых режимов -- о
ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения, чрезвычайном
положении, исключительной экономической
зоне, закрытом административно-
Например, принятый Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административно-правовых режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административно-правовые режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъктности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административно-правового режима. Общая черта административно-правовых режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.
При
осуществлении мер обеспечения
различных административно-
В
федеральных законах
В
условиях действия административно-правового
режима существенно изменяется объем
административной правосубъектности
граждан, оказавшихся в поле его действия.7
Виды
административно-правовых
режимов
Административно-правовые
режимы широко распространены в сфере
публичного управления и отражают многообразие
выполняемых органами исполнительной
власти задач и функций. Чем более развита
система административно-правовых средств,
чем больше разнообразных форм административной
деятельности, тем важнее объединение
и дифференциация их по определенным,
имеющим юридическое значение признакам.
В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы:
1)
федеральные режимы, устанавливаемые
и регулируемые федеральными
органами государственной
2) региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ;
3)
местные режимы, устанавливаемые
органами местного
Некоторые
виды могут находиться во всех трех
группах (режим чрезвычайной ситуации
природно-техногенного характера, режимы
особо охраняемых природных территорий).
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект - носитель режима, то выделяются:
1)
территориальные режимы - режим закрытого
административно-
2)
объектовые режимы - режим объекта
атомной энергетики, режим водохранилища,
режим придорожных полос
3)
режимы обращения с предметами,
представляющими повышенную
4)
функционально-деятельностные
Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования:
1)
природоохранные режимы (заповедников,
национальных и природных
2)
режимы обеспечения
3)
режимы охраны общественного
порядка (чрезвычайное
По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.
Экстраординарные режимы - это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Экстраординарные
режимы - это временные административно-
Законодательство
РФ предусматривает три типа экстраординарных
режимов - чрезвычайное, военное и особое
положение.8
Заключение
В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты. Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями. Побочными результатами прогресса становятся масштабные техногенные катастрофы, распространяющие негативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственный технологический сбой. Также чрезвычайной ситуаций может явиться война или угроза ее возникновения.
Чрезвычайность ситуации независимо от ее основы предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшее разрешение. Приемы и методы управления, оптимальные в спокойное время, могут оказаться бесполезными перед лицом серьезного кризиса. В чрезвычайных ситуациях наряду с проявлениями мужества, самопожертвования, стойкости проявляется и всплеск самых темных человеческих инстинктов, среди которых паника и мародерство, возможно, далеко не самые страшные. Поэтому при решении любой чрезвычайной ситуации должно происходить устранение не только основы ее возникновения, но одновременно, а возможно и раньше, и тех негативных явлений, которые порождены в обществе самим фактом возникновения чрезвычайной ситуации.
Кроме
чрезвычайных ситуаций у государства
и общества есть определенные сферы
жизнедеятельности, требующие повышенного
внимания и особенностей регулирования.
Они могут быть обусловлены разными причинами:
необходимость рационального использования
ограниченных ресурсов, сохранение уникальных
объектов, недопустимость причинения
вреда интересам общества и государства,
обеспечение безопасности определенных
объектов. Такие специфические сферы обусловливает
определенные, весьма специфичные нормы
и правила, носящие, по сути, режимный характер.
В перечисленных выше ситуациях государство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля и воздействия. Таким инструментом являются административно-правовые режимы, которые призваны решить две задачи:
1)
недопущение негативных для
Информация о работе Понятие и виды административных правовых режимов