Понятие и виды субъектов административного права. Сущность правового статуса субъекта административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание

Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.
Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д.

Содержание

1.Понятие субъекта……………………………………………………………...2
2.Субъект административного права, субъект административного правоотношения………………………………………………………………..
3.Виды субъектов………………………………………………………………
4. Сущность правового статуса субъекта административного права……..

Работа состоит из  1 файл

ксрс 1 .docx

— 27.40 Кб (Скачать документ)

 

 

Учреждение образования

“Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы”

                                                               

Юридический факультет

 

 

  Кафедра государственного, трудового и сельскохозяйственного права

 

 

Специальность “Экономическое право”

 

 

 

 

 

 

 

КСРС на тему:

“Понятие и виды субъектов административного права. Сущность правового статуса субъекта административного права”

 

по  курсу “ Административное право ”

студентки 1  курса 1   группы дневной формы обучения

Брингель Анны Валерьевны

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Крастина А.Ч.

 

 

 

 

Гродно, 2012

Оглавление

 

1.Понятие  субъекта……………………………………………………………...2

2.Субъект  административного права, субъект  административного правоотношения………………………………………………………………..

3.Виды субъектов………………………………………………………………

4. Сущность правового статуса субъекта административного права……..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

В административном праве нормы  реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые  и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют  определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.

Полномочия субъектов административного  права могут выражать право гражданина на получение высшего образования  или занятия предпринимательской  деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и  организаций блюсти правила общественного  порядка, благоустройства, являться в  правоохранительные органы по их вызову и т.д.

 

Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

 

2. Субъект административного права - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными  полномочиями (лицо или организация) и на кого административно-правовыми  нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

 Субъектами административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно:

- граждане  Республики Беларусь;

- иностранные  граждане и лица без гражданства;

- юридические  лица;

- государственные  органы и администрации организаций; 

-служащие  государственных органов и государственных  организаций;

- общественные  объединения, их представители,  наделенные административными правами  и обязанностями.

 

Их  можно классифицировать следующим  образом:

1. Главные,  наделенные верховной административной  властью - глава государства - Президент;

2. Основные - органы государственного управления, исполнительные;

3. Специальные (функциональные), осуществляющие, как правило, одну контрольно-надзорную функцию;

4. Особые, к которым относятся администрации организаций, учреждений, предприятий;

5. Исключительные, у которых государственное (внутриорганизационное) управление является не основной деятельностью - прокуратура, суды и др.

 

Субъект административного права может  стать субъектом административно-правовых отношений при наличии трех условий:

  • наличие административно-правовой нормы, регулирующей права и обязанности сторон;
  • наличие основания (юридического факта) для возникновения, изменения и прекращения правоотношения;
  • наличие у субъекта права административной правосубъектности (т.е. административных правоспособности, дееспособности и деликтоспособности).

 

Субъект правоотношения обладает 2 признаками:

1) социальные  признаки (участие в общественных  отношениях в качестве обособленного,  способного вырабатывать и осуществлять  единую волю субъекта)

2) юридические  признаки (признание правовыми нормами  его способности быть носителем  прав и обязанностей, участвовать  в правоотношениях).

Без учета субъектов административного  права, особенности их правового  статуса невозможно решение актуальных проблем административного права.

 

3. Субъекты административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, подразделяются на две основные группы:

 

1) индивидуальные субъекты;

2) коллективные  субъекты.

 

К индивидуальным субъектам относятся:

 

а) граждане Республики Беларусь;

 

б) иностранные  граждане и лица без гражданства (апатриды);

 

в) государственные  служащие – специфический субъект, находящийся в стабильных организационных  отношениях.

 

К коллективным субъектам относятся:

 

а) государственные  организации;

 

б) негосударственные  организации.

 

Государственные организации как субъекты административного  права подразделяются на:

 

  • органы государственного управления (органы исполнительной власти);
  • органы государственного управления предприятий, учреждений и организаций;
  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

 

Негосударственные организации как субъекты административного  права подразделяются на:

 

  • общественные объединения (партии, союзы, общественные организации и т.п.);
  • трудовые коллективы;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • коммерческие структуры;
  • частные предприятия и учреждения.

 

 

 

 

4. Под правовым статусом понимают правовое положение субъектов по отношению к другим субъектам. Субъект административного права должен обладать административной правоспособностью (признанной государством способностью быть субъектом права).

 

Административная правоспособность состоит из 2 элементов:

 

1.административная правоспособность – в самом общем виде под правоспособностью понимается признаваемая государством способность субъекта иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности.

 

Правоспособности свойственна  абстрактность и неотчуждаемость.

 

Содержание правоспособности граждан  раскрывается в комплексе прав и  обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с административно-правовым законодательством. В административной юридической литературе отсутствует  специальный источник, в котором  бы раскрывалось содержание административной правоспособности. Основой административной правоспособности субъектов административного  права заложены в конституции  и ином законодательстве РБ.

 

Административная правоспособность – юридическое свойство выраженное в наличии у субъекта административного  права обязанностей и прав, предусмотренных  нормами административного права.

 

2. административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности и нести юридическую. ответственность (деликтоспособность).

 

Дееспособность юридических лиц  возникает одновременно с правоспособностью  и связано с моментом утверждения  их уставов (положений) и соответственной  государственной регистрации.

 

Правоспособность лиц возникает  с момента рождения. Дееспособность связана с достижением определенного  возраста. Полная дееспособность достигается  в 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1.Бачило  А. Л.Сравнительное административное право: Крат. курс лекций. / А. Л. Ба¬чило,  Н. Е. Сокол. – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – 282 с.

 

2. Крамник А.Н. Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.

 

3. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гав-

риленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук,

проф. Д.А. Гавриленко. - Мн.: Амалфея, 2002. - 416 с.

 

 


Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права. Сущность правового статуса субъекта административного права