Понятие религиозного объединения как субъекта административного права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание

Реализация гражданами свободы совести, гарантированной Конституцией России, предполагает существование и деятельность различных религиозных образований - религиозных объединений, представляющих собой более или менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.

Работа состоит из  1 файл

Понятие религиозного объединения как субъекта административного права России.docx

— 14.88 Кб (Скачать документ)

Понятие религиозного объединения  как субъекта административного  права России

Реализация гражданами свободы совести, гарантированной  Конституцией России, предполагает существование  и деятельность различных религиозных  образований - религиозных объединений, представляющих собой более или  менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.

Построение религиозного объединения, взаимоотношения их высших и низших органов, система внутреннего  управления, порядок отправления  религиозного культа и другие элементы, определяющие характер их деятельности, зависят преимущественно от вероучения. В то же время законодательство, исходя из необходимости охраны интересов  личности, общества и государства, регламентирует порядок образования и деятельности религиозных объединений, устанавливает  их права и обязанности. Эффективность  контроля за соблюдением законодательства о религиозных объединениях, совершенствование форм и методов научной работы в немалой степени зависит от правильного понимания социального и правового характера религиозных объединений.1

В связи с  этим перед исследованием содержания административно-правового статуса  религиозных объединений представляется необходимым определить, что вкладывается в понятие субъект права, субъект  административного права, поскольку  религиозное объединение является одним из субъектов административного  права.

Система субъектов  административного права сложнее  системы субъектов любой другой отрасли права, и состав ее компонентов  не совпадает с компонентами иных отраслевых систем. Так, А.П. Коренев в число субъектов административного права включает: граждан (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства); органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; государственных служащих; предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, общественные объединения и их служащих (общественные объединения, религиозные объединения).1

Предметом нашего исследования являются религиозные  объединения, которые являются специфической  разновидностью коллективных субъектов  административного права России. Употребляя понятие «религиозное объединение», необходимо иметь в виду, что оно  может быть использовано в двух аспектах. Во-первых, как религиоведческое понятие, отражающее сущность и закономерности складывающихся отношений в процессе организации религии. Во-вторых, как  юридическое понятие, хотя и разработанное  с учетом данных религиоведения, но определяющее правовой статус этих объединений  из совокупности внешних факторов и  формальных признаков.

В истории допетровской России православная церковь была независимым  от царя институтом. Подтверждением этому  является сформулированное Собором 1666 - 1667 гг. положение в котором было сказано: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой стройность церковного учреждения». Петр I сделал шаг в сторону радикальной реформы отношений между государством и церковью. В этот период был создан специальный орган управления церковью Священный Синод, который представлял из себя, так называемую, коллегию из высшего духовенства. Священники стали получать жалованье от государства и фактически превратились в государственных служащих. Это привело к тому, что церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии из казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство закреплялось в законе только за православной церковью.1 Однако, несмотря на то, что православная церковь была господствующей, Россия оставалась поликонфессиональным государством, в котором существовали де-факто неправославные христианские церкви и нехристианские религиозные общины.

Поэтому внутренняя политика государства не могла игнорировать факта их существования, что выразилось в принятии соответствующих актов, закрепляющих правовое положение данной категории верующих. Следует отметить, что государство вмешивалось  во внутренние дела различных конфессий, строго регламентировало их структуру и деятельность. Все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые (секты - дохоборы, молокане, скопцы).

Обращая внимание на особое положение Русской Православной Церкви, необходимо отметить, что она  представляет собой особую разновидность  религиозного объединения. Ныне действующая  Церковная организация объединяет десятки миллионов приверженцев, она непосредственно связана  со становлением и развитием государственности  и общественного самосознания русского народа. Статус Русской Православной Церкви несовместим с ее непосредственным участием в государственном управлении, однако непререкаемый духовный авторитет  Церкви содействует начинаниям исполнительной власти, укрепляя тем самым устои  российской государственности.

Таким образом, независимость Русской Православной Церкви связывается с фактом предоставления в 1959 г. Константинопольским Патриархатом автокефалии Русской церкви. Механизм взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственной власти подвергался неоднократным изменениям. События октября 1917 г. и последующие  десятилетия характеризуются активным богоборчеством во всех проявлениях: от осквернения святынь Русской  Православной Церкви до физического  уничтожения ее иерархов. Советская  власть рассматривала и сугубо церковные  проблемы, непосредственно затрагивающие  статус высших органов управления Русской  Православной Церкви.  

Информация о работе Понятие религиозного объединения как субъекта административного права России