Понятие, виды, порядок прохождения государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание

В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственн

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1.Понятие государственной службы…………………………….4
2.Виды государственной службы………………………………..9
3.Порядок прохождения государственной службы…………...13
Заключение………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ  ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 

Кафедра гражданско - правовых дисциплин 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право» 
 
 

Тема  12: Понятие, виды, порядок прохождения государственной службы 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил:

Студент 3 курса з\о ВФ

Шеховцова Мальвина Андреевна

Зачётная  книжка № 08112 

                                                

Орел 2010 

Содержание 

   Введение……………………………………………………………3 

   1.Понятие государственной службы…………………………….4 

   2.Виды государственной службы………………………………..9 

   3.Порядок прохождения государственной службы…………...13 

   Заключение………………………………………………………..15  

   Список  литературы……………………………………………….16 

 

     Введение

     В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

     Актуальность  темы определяется тем, что эффективное   функционирование   государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

       Отсутствие единой научной концепции  государственного управления обществом  в переходный период существенно  затруднило развитие российской  государственности на новых правовых  принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современным требованиями.

       Именно     государство     посредством     законов,  правительственных программ и  функционирования своего аппарата  придает десяткам миллионов индивидуальных  усилий людей возможную    целенаправленность,    согласованность    и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой - общественный    порядок,    безопасность,    надлежащую кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов.

1. Понятие государственной  службы.

   В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

   а) разновидность  труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими ;

   б) неотъемлемое свойство государства.

   Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей  в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

   Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

   Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

   Административное  право обслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

   Специфическая концепция государственной службы положена основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации»1. В трактовке этого Закона она под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. разновидностью государственных являются государственные должности государственной службы.

   Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

   К категории  «А» относятся государственные  должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

   К категории  «Б» относятся государственные  должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

   К категории  «В» относятся должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

   Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

   Уяснение  данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах государственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить, то, что депутаты Государственной Думы занимают должности категории «А», но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, не являются государственными служащими.

   Представляется, что такое решение вопроса  с депутатами следует отнести  к особому случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории  «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

   Перечень  государственных должностей и государственных  должностей государственной службы дается соответственно в Реестре  государственных должностей Российской федерации и, являющимся его. частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

   К не государственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.

   В Законе об основах государственной службы имеется неопределенность относительно того, в каких органах учреждаются  государственные службы. В нем  сказано — «в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, необходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под «иными». Несомненно, что ими являются территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией Российской Федерации обозначена Администрация Президента Российской Федерации. При всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу, здесь учреждаются государственные должности, не входящие в категорию «А». Хотя Конституция Российской Федерации в прямой форме не предусматривает образование Центральной избирательной комиссии Российской федерации, в ее структуре также имеются государственные должности.

   Закон Российской Федерации об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных органах» субъектов Российской Федерации, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государственных должностей.

   Таким образом по букве и смыслу Закона об основах государственной службы государственную службу осуществляет юридически ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.

   За  этот круг выведены лица, реально концентрирующие  в своих руках власть, определенную компетенцией соответствующих органе («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции. Это означает также, что деятельность служащих в соответствии с занимаемыми должностями на государственных предприятиях, государственных учреждениях и организациях данный закон не рассматривает как государственную службу (см. подробнее § 2)

   Однако  Закон об основах государственной  службы не является актом, содержащим универсальную трактовку понятия  государственной службы исключающим  иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется «как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки федеральных органах государственной безопасности». Для такого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды государственной  службы

   Деление государственной службы на виды обусловлено  федеративным устройством Российской Федерации, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной  деятельности

   В соответствии с принципом федерализма различаются:

   а) Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции  Российской Федерации);

   б) государственная служба субъектов  Российской Федерации, находящаяся в их ведении (см. п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной службы).

   В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находящаяся лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи являются лицами, замещающими государственные должности  государственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности на них не распространяется действие Закона об основах: государственной службы).

   Актом, специально посвященным регламентации  основных вопросов федеральной государственной  службы, является Закон об основах государственной службы. Однако правовая основа федеральной государственной службы не ограничивается только этим Законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными правовыми актами. Более того, Закон не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирующие государственную службу в федеральных органах государственной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления. В соответствии с этим Законом могут приниматься федеральные законы, устанавливающие особенности государственной службы отдельных государственных органах.

Информация о работе Понятие, виды, порядок прохождения государственной службы