Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:53, контрольная работа
Актуальность настоящей работы вызвана тем, что земля является одним из наиболее распространенных и одновременно одним из наиболее ценных элементов окружающей среды. На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба, чуть ли не за каждый метр земли.
Повышенный интерес к земле объясняется тем, что без нее невозможно осуществлять любую человеческую деятельность в полном объеме. Земля является важнейшим природным ресурсом, источником существования.
С развитием цивилизации
Введение
Глава 1. Общая характеристика права собственности на землю по законодательству РФ
1.1 Понятие и признаки права частной собственности по законодательству РФ
1.2 Земельный участок как объект права собственности
Глава 2. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю
2.1 Основания возникновения права собственности на землю по законодательству РФ
2.2 Основания прекращения права собственности на землю
Заключение
Список использованной литературы
Для строительства
или иных целей гражданам и
юридическим лицам земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются в следующем
порядке.
Прежде всего,
необходимо отметить, что не допускается
отказ в предоставлении в собственность
граждан и юридических лиц
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности
для строительства. Исключением могут
быть случаи изъятия земельных участков
из оборота; установленного федеральным
законом запрета на приватизацию земельных
участков; резервирования земельных участков
для государственных или муниципальных
нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Предоставление
гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель, находящихся
в государственной или
Гражданин или
юридическое лицо, заинтересованное
в предоставлении земельного участка
для строительства, обращаются в
исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
(в дальнейшем - орган управления землей)
с заявлением о выборе земельного участка,
его примерном размере и предварительном
согласовании места размещения объекта.
Орган управления землей обеспечивает
выбор земельного участка на основе документов
государственного земельного кадастра
и документов землеустройства с учетом
экологических, градостроительных и иных
условий использования соответствующей
территории и ее недр. Необходимая информация
о размещении использования земельных
участков и об обеспечении их объектами
инженерной, транспортной и социальной
инфраструктуры, технические условия
подключения объектов к сетям инженерно-технического
обеспечения, а также дежурные кадастровые
карты (планы), содержащие сведения о местоположении
земельных участков, предоставляются
бесплатно соответствующими органами
управления землей. Органы местного самоуправления
информируют население о возможном или
предстоящем предоставлении земельных
участков. Граждане, органы территориального
общественного самоуправления имеют право
участвовать в решении вопросов, затрагивающих
интересы населения и связанных с изъятием,
в том числе путем выкупа, земельных участков
для государственных и муниципальных
нужд и предоставлением этих земельных
участков для строительства (абз. 2 п. 3
ст. 31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного
участка оформляются актом, к которому
прилагаются утвержденные соответствующим
органом местного самоуправления проекты
границ каждого земельного участка в соответствии
с возможными вариантами их выбора. Орган
управления землей принимает решение
о предварительном согласовании места
размещения объекта или об отказе в размещении
объекта. Решение о предварительном согласовании
размещения объекта является основанием
установления в соответствии с заявками
граждан или юридических лиц, заинтересованных
в предоставлении земельного участка
для строительства, и за их счет границ
такого земельного участка на местности
и его государственного кадастрового
учета. Орган управления землей на основании
заявления гражданина или юридического
лица и приложенной к нему кадастровой
карты (плана) земельного участка в двухнедельный
срок принимает решение о предоставлении
земельного участка для строительства.
В п. 4 ст. 30 ЗК РФ
предусмотрен порядок предоставления
земельного участка для строительства
без предварительного согласования места
размещения объекта. Он устанавливает
положение, когда гражданин или юридическое
лицо может ознакомиться с заранее подготовленным
проектом границ земельного участка и
его установленными границами на местности,
техническими условиями подключения объектов
к сетям инженерно-технического обеспечения,
условиями проведения торгов (аукционов,
конкурсов) и т.п. В этом случае гражданин
или юридическое лицо освобождается от
контактов с многочисленными работниками
органов управления землей.
В ЗК РФ предусмотрен
упрощенный порядок предоставления
гражданам земельных участков, находящихся
в государственной или
Таким образом,
предоставление гражданам и юридическим
лицам в собственность
2.2 Основания
прекращения права
Под прекращением
права частной собственности
на земельный участок понимается
совокупность юридических и фактических
действий, совершаемых собственником
или органом публичной власти,
а также событий, с которыми законодательство
связывает утрату права собственности
лица на земельный участок, в результате
чего данное право либо перестает существовать
вообще, либо возникает у другого субъекта
земельных правоотношений.
Существует несколько
классификаций прекращения права частной
собственности. Можно выделить три группы
таких оснований: во-первых, прекращение
добровольное - осуществляемое по воле
собственника, во-вторых, утрата права
собственности по объективным причинам
независимо от воли собственника и, в-третьих,
принудительное прекращение, т.е. осуществляемое
помимо и против его воли.
Общие основания
прекращения прав на земельный участок
установлены ст. 44 - 48 ЗК РФ. От прекращения
прав следует отличать их ограничения,
когда субъект не лишается данной
правовой возможности, но она временно
не может быть реализована, право в таком
случае как бы "консервируется", но
полностью восстанавливается с отпадением
оснований для ограничения.
В числе оснований
прекращения права
Рассматриваемое
правило является аналогичным норме
гражданского права, изложенной в п.
2 ст. 9 ГК РФ: "Отказ граждан и
юридических лиц от осуществления
принадлежащих им прав не влечет прекращения
этих прав, за исключением случаев, предусмотренных
законом". Смысл такого рода оговорок
состоит в том, что следует различать право
как предусматриваемую и защищаемую законом
возможность определенного поведения,
с одной стороны, и как фактические действия,
реализующие эту возможность, - с другой.
Понятие "отказ" целесообразно рассматривать
как заявление об этом, намерение в данном
конкретном случае не использовать имеющиеся
возможности; именно поэтому в п. 1 ст. 53
ЗК РФ для характеристики отказа в скобках
дополнительно указано - "подача заявления
об отказе". Допустимы и другие формы
отказа, в том числе безвозмездное отчуждение
в чью-либо пользу. В целом же к отказу
от права собственности на земельный участок
следует применять также нормы ст. 236 ГК
РФ, требующие определенности, безусловности,
завершенности действий, свидетельствующих
об отказе.
В силу п. 2 ст. 53
ЗК РФ такие участки приобретают
правовой режим бесхозяйной недвижимой
вещи, и их судьба подчиняется правилам
ст. 225 ГК РФ. Такие участки принимаются
на учет органом, осуществляющим государственную
регистрацию права на недвижимое имущество
по заявлению органа местного самоуправления.
По истечении года со дня постановки на
учет орган, уполномоченный управлять
муниципальным имуществом, может обратиться
в суд с требованием о признании права
муниципальной собственности на это имущество
(п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Но отказ от
прав не освобождает соответствующее
лицо от обязанностей, которые возложены
на него государством в связи с обладанием
земельным участком. Соответствующая
норма предусмотрена и абз. вторым ст.
236 ГК РФ: "Отказ от права собственности
не влечет прекращения прав и обязанностей
собственника в отношении соответствующего
имущества до приобретения права собственности
на него другим лицом". Данное положение
предопределено тем, что обладание правом
собственности порождает, не только права,
но и обязанности, обременяет собственника
(ст. 210, 211 ГК РФ). Указанная норма полностью
применима и в отношении отказа от земельного
участка, поскольку земля, ее местоположение,
полезные качества не только имеют общенациональное
значение; отсутствие ухода за участком,
непроведение соответствующих агротехнических
мероприятий способны принести конкретный
вред сопряженным участкам, хозяйственной
деятельности на них.
Самостоятельным
основанием прекращения прав на земельный
участок является изъятие земельного
участка для государственных
или муниципальных нужд (подп. 5 п.
2 ст. 46 ЗК РФ). Данное основание применяется
с учетом норм ст. 49, 55, 62, 63 ЗК РФ, а также
норм ряда других статей ГК РФ, ЗК РФ, ряда
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов.
Очевидно, при
изъятии земельного участка для
государственных или
Не просто решать
и вопросы о природе прав публичных
образований в ходе их осуществления.
По общему правилу отношения этих
субъектов в гражданском
Закон также
не содержит норм, которые бы увязывали
вопросы изъятия земельных
Что же касается
общих гарантий и компенсаций
при изъятии земельных
а) решение об
изъятии выносится только в исключительных
случаях;
б) такое решение
подчиняется строгой процедуре
его принятия - проводится государственная
регистрация такого решения, мотивировка
принятия должна быть основана именно
на государственных или муниципальных
реальных интересах, орган, принимающий
решение, должен обладать надлежащей компетенцией,
заинтересованные лица предварительно
извещаются;
Информация о работе Понятия особенности прав собственности на землю