Поняття і сутність предмету адміністративного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание

Административное право является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.

Содержание

Введение………………..……………………………………………...........3
Понятие предмета административного права .......………………....4-9
2. Сущность предмета административного права …………..…...10-13
Выводы ………..…………………………………………….……… ……14
Использованная литература ……………………..………………………15

Работа состоит из  1 файл

админ.право .doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Міністерство освіти і науки  України

Харківський національний університет імені В. Н.Каразіна

 

Кафедра   правосуддя юридичного факультету 

 

 

 

 

 

Поняття і сутність предмету адміністративного права.

 

 

 

 

                                                                       Контрольна робота

                                        з адміністративного  права                                                                                                                                                                                                                  

                                                               виконав  студент 

                                                                      IІ курсу, ЗЮП - 21 групи 

        юридичного факультету

               Волковський М.А.

                                                               Викладач:

                                                                       Ст. викладач           

                                                                                      Борисов Г.В.

 

 

 

 

                               Харків – 2011

План 
Введение………………..……………………………………………...........3
  1. Понятие предмета административного права .......………………....4-9

2. Сущность  предмета административного права    …………..…...10-13   

Выводы ………..…………………………………………….……… ……14                       

Использованная литература ……………………..………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Административное право  является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.

Административное право призвано обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, в соответствии с конституционными требованиями.

 Общественное предназначение административного права заключается во внедрении и регламентации действительно демократических взаимоотношений между органами исполнительной власти и гражданами. Создание именно таких отношений, при которых каждому человеку было бы гарантировано реальное соблюдение и охрана принадлежащих ему прав и свобод в сфере исполнительной власти, а также эффективная защита этих прав и свобод в случае их нарушения.

В данной контрольной работе мной будет рассмотрено понятие и сущность административного права Украины. Для выполнения данной цели будут использованы учебные материалы по административному праву и нормативно-правовые акты Украины

 

 

 

 

 

  1. Понятие предмета административного права

 

Характеристика любой  отрасли права, в первую очередь, неразрывно связана с определением понятия и особенностей таких  важных составляющих, как предмет  и метод данной отрасли. Именно эти  составляющие характеризуют сущность и особенности административного  права.

 Административное  право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос — что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права.

Предмет административного  права, как отмечается во многих учебниках и учебных пособиях, представляет собой определенные общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Иногда предмет административного права определяется как общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти. При этом  последнее определение существенно сужает объем общественных отношений, которые регулируются административным правом. Поскольку государственное управление осуществляют не только органы исполнительной власти, но и органы местного самоуправления, а также государственные учреждения и организации (в пределах своих полномочий), которые не принадлежат к органам исполнительной власти [1,с.8].

Для правильного определения предмета административного права необходимо определить круг общественных отношений управленческого характера, которые подпадают под административно-правовое регулирование. Ими являются:

а) отношения между  субъектами (органами) государственного управления и гражданином;

б) отношения между  органами государственного управления по вертикали (между высшими и низшими органами государственного управления, например: Кабинет Министров Украины — министерство);

в) отношения между  органами государственного управления по горизонтали, то есть между органами, не связанными подчиненностью (например: два министерства);

г) отношения между  органами государственного управления и подчиненными предприятиями, учреждениями и организациями (например: Министерство образования — педагогический университет; Министерство внутренних дел — университет внутренних дел, подчиненный МВД Украины);

д) отношения между  органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями. Здесь  необходимо отметить, что, как правило, эти отношения осуществляются на договорных основаниях и регулируются гражданско-правовыми нормами. Однако существует еще так называемый административный договор, в котором пересекаются нормы административного и гражданского права. Например: отношения между вневедомственной охраной предприятия и его администрацией. Эти отношения специфичны, так как вневедомственная охрана находится в подчинении органов внутренних дел, а по вопросам охраны предприятия — руководству предприятия;

е) отношения между  органами государственного управления и негосударственными организациями (профсоюзы, кооперативные организации, частные предприятия). Здесь отношения выражаются в необходимости регистрации их уставов в органах управления, выдаче лицензий на отдельные виды деятельности [4,с.21].

В первую очередь, к предмету административного права принадлежат так называемые «классические управленческие отношения», то есть общественные отношения, возникающие во время осуществления государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

В зависимости от направления  действия предмет административного  права разделяется  на:

внешние отношения- отношения  в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

внутренние отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации и деятельности аппарата иных государственных органов (аппарата прокуратуры, аппарата суда, Секретариата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины и администрациях государственных предприятий, учреждений и организаций).

При определении предмета административного права необходимо учитывать следующие критерии:

а) сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;

б) наличие в ней  действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

в) реализация ими распорядительных полномочий, предоставленных для  осуществления государственно-управленческой деятельности

Предмет административного  права в той редакции, которая  используется в данное время почти  во всех учебниках по административному праву, был определен в ходе дискуссии 1938-1941 гг. Именно тогда было установлено, что предмет административного права — это общественные отношения в сфере государственного управления [1,с.8].

Кроме вышеназванных, составляющей частью предмета административного права являются управленческие отношения, связанные с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, делегированных государством органам местного самоуправления, общественным организациям и другим негосударственным инстанциям. Институт «делегирования государственных полномочий», не будучи новым для теории административного права, только в последнее время начал надлежащим образом формироваться, особенно в плане нормативно-правового обеспечения. В первую очередь речь идет о делегировании государственных полномочий органами исполнительной власти органам местного самоуправления, предусмотренном Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине» [1] и «О местных государственных администрациях» ст.25 п.14 [2], то есть о так называемом «делегировании по закону». Следует отметить, что в теории административного права выделяют и «делегирование по договору», когда нормативно-правовой акт предусматривает только возможность самого делегирования, а определение перечня полномочий передается на усмотрение сторон, которые заключают договор, являющийся одним из видов административного договора.

Важным и новым элементом  предмета административного права  выступают общественные отношения, связанные с предоставлением  гражданам разнообразных управленческих услуг. Под управленческой услугой понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по исполнению обязанностей государства перед гражданами в сфере создания условий для полноценной реализации ими своих прав и свобод. Следует отметить, что введение института управленческих услуг, как вида государственных услуг, существенно изменяет иерархию ценностей в отношениях между гражданином и публичной властью, в соответствии с которой права и свободы граждан пользуются приоритетом. Именно административное законодательство предусматривает организационно-правовые формы реализации управленческих услуг, административную ответственность государственных органов и должностных лиц за некачественное или ненадлежащее предоставление управленческих услуг.

К предмету административного  права относятся также общественные отношения, возникающие в связи  с организацией и деятельностью  административных судов, то есть в сфере  административной юстиции. Необходимость создания административных судов вытекает из статьи 55 Конституции Украины, в соответствии с которой «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». В повседневной жизни, эта конституционная гарантия права на обращение за защитой в суд осуществляется через систему административной юстиции [1,с.9].

К предмету административного  права относятся общественные отношения, которые возникают в связи с применением мер административного принуждения и административной ответственности к физическим и юридическим лицам.

Административное право  тесно связано с другими отраслями  права. С конституционным правом, предметом которого служат отношения, складывающиеся в процессе осуществления народовластия, деятельности рад, при проведении выборов в представительские органы, реализации конституционного статуса граждан Украины и т.д. Нормами данной отрасли права закрепляется место органов государственного управления в системе государственного механизма, определяются основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, правосудия и прокуратуры. Предписания норм конституционного права служат базой для норм административного права, регулирующих исполнительную деятельность органов государственного управления, содержание которого состоит в непосредственном руководстве хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. В нормах административного права получают развитие, детализируются положения Конституции Украины и других источников конституционного права, относительно функционирования исполнительных органов.

Административное право  тесно связано также с гражданским  правом, прежде всего потому, что обе эти отрасли регулируют отношения имущественного характера. Однако необходимо отметить, что нормы гражданского права применяются в тех случаях, когда стороны в имущественном отношении являются равноправными (например: договор на поставку продукции), а нормы административного права — когда одна из сторон находится в административной подчиненности относительно другой (например: при неоплате проезда в трамвае).

Определенная связь  имеется у административного  права с трудовым правом в сфере  регулирования служебных отношений. трудовое право определяет государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы административного права регулируют государственно-служебные отношения (условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса).

Информация о работе Поняття і сутність предмету адміністративного права