Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа
Административное право является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.
Введение………………..……………………………………………...........3
Понятие предмета административного права .......………………....4-9
2. Сущность предмета административного права …………..…...10-13
Выводы ………..…………………………………………….……… ……14
Использованная литература ……………………..………………………15
Міністерство освіти і науки України
Харківський національний університет імені В. Н.Каразіна
Кафедра правосуддя юридичного факультету
Поняття і сутність предмету адміністративного права.
юридичного факультету
Волковський М.А.
Харків – 2011
2. Сущность предмета административного права …………..…...10-13
Выводы ………..…………………………………………….
Использованная литература ……………………..………………………15
Введение
Административное право является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.
Административное право призвано обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, в соответствии с конституционными требованиями.
Общественное предназначение административного права заключается во внедрении и регламентации действительно демократических взаимоотношений между органами исполнительной власти и гражданами. Создание именно таких отношений, при которых каждому человеку было бы гарантировано реальное соблюдение и охрана принадлежащих ему прав и свобод в сфере исполнительной власти, а также эффективная защита этих прав и свобод в случае их нарушения.
В данной контрольной работе мной будет рассмотрено понятие и сущность административного права Украины. Для выполнения данной цели будут использованы учебные материалы по административному праву и нормативно-правовые акты Украины
Характеристика любой
отрасли права, в первую очередь,
неразрывно связана с определением
понятия и особенностей таких
важных составляющих, как предмет
и метод данной отрасли. Именно эти
составляющие характеризуют сущность
и особенности
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос — что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права.
Предмет административного права, как отмечается во многих учебниках и учебных пособиях, представляет собой определенные общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Иногда предмет административного права определяется как общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти. При этом последнее определение существенно сужает объем общественных отношений, которые регулируются административным правом. Поскольку государственное управление осуществляют не только органы исполнительной власти, но и органы местного самоуправления, а также государственные учреждения и организации (в пределах своих полномочий), которые не принадлежат к органам исполнительной власти [1,с.8].
Для правильного определения предмета административного права необходимо определить круг общественных отношений управленческого характера, которые подпадают под административно-правовое регулирование. Ими являются:
а) отношения между субъектами (органами) государственного управления и гражданином;
б) отношения между органами государственного управления по вертикали (между высшими и низшими органами государственного управления, например: Кабинет Министров Украины — министерство);
в) отношения между органами государственного управления по горизонтали, то есть между органами, не связанными подчиненностью (например: два министерства);
г) отношения между органами государственного управления и подчиненными предприятиями, учреждениями и организациями (например: Министерство образования — педагогический университет; Министерство внутренних дел — университет внутренних дел, подчиненный МВД Украины);
д) отношения между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями. Здесь необходимо отметить, что, как правило, эти отношения осуществляются на договорных основаниях и регулируются гражданско-правовыми нормами. Однако существует еще так называемый административный договор, в котором пересекаются нормы административного и гражданского права. Например: отношения между вневедомственной охраной предприятия и его администрацией. Эти отношения специфичны, так как вневедомственная охрана находится в подчинении органов внутренних дел, а по вопросам охраны предприятия — руководству предприятия;
е) отношения между органами государственного управления и негосударственными организациями (профсоюзы, кооперативные организации, частные предприятия). Здесь отношения выражаются в необходимости регистрации их уставов в органах управления, выдаче лицензий на отдельные виды деятельности [4,с.21].
В первую очередь, к предмету административного права принадлежат так называемые «классические управленческие отношения», то есть общественные отношения, возникающие во время осуществления государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.
В зависимости от направления действия предмет административного права разделяется на:
внешние отношения- отношения
в связи с реализацией
внутренние отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации и деятельности аппарата иных государственных органов (аппарата прокуратуры, аппарата суда, Секретариата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины и администрациях государственных предприятий, учреждений и организаций).
При определении предмета административного права необходимо учитывать следующие критерии:
а) сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;
б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
в) реализация ими распорядительных
полномочий, предоставленных для
осуществления государственно-
Предмет административного права в той редакции, которая используется в данное время почти во всех учебниках по административному праву, был определен в ходе дискуссии 1938-1941 гг. Именно тогда было установлено, что предмет административного права — это общественные отношения в сфере государственного управления [1,с.8].
Кроме вышеназванных, составляющей частью предмета административного права являются управленческие отношения, связанные с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, делегированных государством органам местного самоуправления, общественным организациям и другим негосударственным инстанциям. Институт «делегирования государственных полномочий», не будучи новым для теории административного права, только в последнее время начал надлежащим образом формироваться, особенно в плане нормативно-правового обеспечения. В первую очередь речь идет о делегировании государственных полномочий органами исполнительной власти органам местного самоуправления, предусмотренном Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине» [1] и «О местных государственных администрациях» ст.25 п.14 [2], то есть о так называемом «делегировании по закону». Следует отметить, что в теории административного права выделяют и «делегирование по договору», когда нормативно-правовой акт предусматривает только возможность самого делегирования, а определение перечня полномочий передается на усмотрение сторон, которые заключают договор, являющийся одним из видов административного договора.
Важным и новым элементом предмета административного права выступают общественные отношения, связанные с предоставлением гражданам разнообразных управленческих услуг. Под управленческой услугой понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по исполнению обязанностей государства перед гражданами в сфере создания условий для полноценной реализации ими своих прав и свобод. Следует отметить, что введение института управленческих услуг, как вида государственных услуг, существенно изменяет иерархию ценностей в отношениях между гражданином и публичной властью, в соответствии с которой права и свободы граждан пользуются приоритетом. Именно административное законодательство предусматривает организационно-правовые формы реализации управленческих услуг, административную ответственность государственных органов и должностных лиц за некачественное или ненадлежащее предоставление управленческих услуг.
К предмету административного
права относятся также
К предмету административного права относятся общественные отношения, которые возникают в связи с применением мер административного принуждения и административной ответственности к физическим и юридическим лицам.
Административное право
тесно связано с другими
Административное право
тесно связано также с
Определенная связь
имеется у административного
права с трудовым правом в сфере
регулирования служебных
Информация о работе Поняття і сутність предмету адміністративного права