Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, контрольная работа
Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще в 1991 году.Как сказано в ней, одна из главных задач реформы состоит в утверждении судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие и основные признаки судебной власти……………………………4
2. Судебная система……………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………14
Система
судов общей юрисдикции состоит
из Верховного Суда РФ, Верховных судов
республик в составе РФ, краевых, областных
судов, судов автономных округов и автономной
области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга,
районных (городских) судов. В систему
судов общей юрисдикции входят военные
суды, действующие в Вооруженных Силах:
военные суды гарнизонов, округов, флотов.
К ней также относятся и мировые судьи,
порядок назначения которых и компетенция
законом пока не определены. Система судов
общей юрисдикции является централизованной
- возглавляется Верховным Судом РФ, который
является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным и административным делам. Организуются
суды, входящие в эту систему, либо в соответствии
с административно-
Система
арбитражных судов включает Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации,
федеральные арбитражные суды округов,
арбитражные суды республик, краев, областей
и других субъектов Российской Федерации.
Возглавляется она Высшим Арбитражным
Судом РФ, т. е. тоже является централизованной.
Суды, входящие в эту систему, действуют
как в пределах административно-
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.
Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.
Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев.
Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Второе звено - федеральные арбитражные суды округов.
И третье звено - Высший Арбитражный Суд РФ.
Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.
В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.
В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.
Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.
Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.
В
системе арбитражных судов суды
первого звена выступают не только
в качестве судов первой инстанции,
но и повторно рассматривают их в
апелляционном порядке. Федеральный арбитражный
суд округа проверяет в кассационном порядке
судебные акты арбитражных судов первого
звена по делам, рассмотренным в первой
и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный
Суд РФ рассматривает в качестве суда
первой инстанции дела, отнесенные законом
к его исключительной компетенции, и проверяет
в порядке надзора судебные акты других
арбитражных судов РФ.
Заключение
В настоящее время идет планомерное регулирование и «настройка» всех ветвей власти и в первую очередь исполнительной власти. Законодательная власть, как наиболее молодая в том виде, в котором она на современный период существует, более-менее отвечает требованиям демократических основ государства. Много сделано и в сфере судебной власти (взять к примеру принятый уголовно-процессуальный кодекс РФ или постепенное реформирование самой судебной системы). Тем не менее, необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти.
Для
этого необходимо обеспечить реальную
независимость судей, материально-техническую
базу для органов осуществляющих правосудие,
а самое главное привести в соответствие
с сегодняшними требованиями нормативно-правовую
базу. Основой которой и послужит Конституция
Российской Федерации, которая хотя и
дала основополагающие принципы работы
судебной власти, но не может регламентировать
все аспекты работы органов правосудия.
Список
использованных источников
1.Конституция
Российской Федерации.
2.Федеральный
конституционный закон «О
3.Федеральный
конституционный закон «О
4.Федеральный
конституционный закон «Об
5.Комментарий к Конституции Российской Федерации. «Юридическая литература». М.: 1994г.
6.Авдонан В.С., Карпов Е.А. и др. Правоохранительные органы / М.. 1998.
7.Андреева Т. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»// Хозяйство и право, № 9, 1995г.
8.Братко
А.Г. Правоохранительная
9.Баглай
М.В. Конституционное право
10.Гуценко
К.Ф., Ковалева М.А.
11.Жуйков
В. Новая Конституция и
12.Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 1997.
13.Туманов В.А., Вицин С.Е. Система судов общей юрисдикции: настоящее и будущее // Российская юстиция. 1998. № 10.
14.Учебник «Арбитражный процесс» под ред. Проф. Треумникова М.К. «Зерцало» Москва, 1995г.