Правовое положение апатридов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:25, реферат

Описание

Апатрид (или лицо без гражданства) - лицо, не имеющее тесной правовой связи ни с одним государством; его статус определяется, в основном, законодательством государства, в котором это лицо постоянно проживает (либо имел последнее постоянное место жительства). Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает: «лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (определение дано, опять же, в целях настоящего Закона).

Работа состоит из  1 файл

оригинал.docx

— 16.65 Кб (Скачать документ)

Апатрид (или  лицо без гражданства) - лицо, не имеющее тесной правовой связи ни с одним государством; его статус определяется, в основном, законодательством государства, в котором это лицо постоянно проживает (либо имел последнее постоянное место жительства). Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает: «лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (определение дано, опять же, в целях настоящего Закона). Здесь укажем, - несмотря на то, что Российская Федерация не является участницей Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г., положения, действующие в отношении иностранцев, автоматически распространяются на лиц без гражданства. Лицам без гражданства посвящены Конвенция о статусе апатридов 1954 г. И Конвенция о сокращении без гражданств в 1961 г. В преамбуле к Конвенции 1954 г. ее принятие объясняется желанием урегулировать и улучшить на основе международного соглашения положение апатридов с учетом того, что статус многих из них не охватывается Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. Под термином «апатрид» в Конвенции1954 г. подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким- либо государством в силу его закона. В общем, апатридам предоставляется статус, уравнивающий их с иностранцами. Положениями Конвенции 1954 г. регулируются различные стороны статуса апатридов, включая вопросы брака, вещных и исключительных прав, права на создание ассоциаций, прав в области образования, вопросы трудового законодательства, социального обеспечения. Лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности.

Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (ч.1 ст. 17); закрепляет принцип  национального режима, а именно: лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с российскими гражданами, кроме  случаев, установленных федеральным  законом или международным договором (ч.3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных  предписаний (ст. 18).Статья 2 ГК РФ, однозначно распространяющая действие правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными актами, а также ст. 62 Конституции РФ в наиболее общей форме не только формулируют этот принцип, но и устанавливают механизм его действия в случаях необходимых изъятий, которые могут вводиться либо федеральным законом, либо международным договором. Человек становится апатридом по разным причинам, но всегда это происходит вследствие потери лицом гражданства и неприобретения им нового. Человек может стать апатридом в следующих случаях:

- При рождении (в т. ч. от родителей апатридов если законы государства рождения не подразумевают приобретения лицом гражданства этого государства).

- При лишении  гражданства государством. Лишение  гражданства со стороны государства  может происходить по политическим, этическим мотивам или из соображения  безопасности.

- При потере  полученных ранее привилегий  гражданства. (Например в случае гражданства полученного в браке).

- При добровольном  отказе от гражданства.

Лица без гражданства  в Российской Федерации (как и  иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (например, избирательных.

Документами, удостоверяющими  личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный  иностранным государством и признаваемый  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства;

2) разрешение  на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы,  предусмотренные федеральным законом  или признаваемые в соответствии  с международным договором Российской  Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без  гражданства.

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с  международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в ст.ст. 27, 28 Конвенции о статусе  апатридов. В частности, таковым документом является документ под названием certificat d`apatrid. Согласно ст. 1 Конвенции о статусе апатридов такой статус не распространяется на беженцев.

Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную деятельность наравне  с российскими гражданами, если это  предусмотрено международным договором  РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане и лица без  гражданства могут принимать  участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации  только совместно с архитектором — гражданином или юридическим  лицом Российской Федерации, имеющим  лицензию.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют  равные права с российскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия этой деятельности могут  быть установлены законами Российской Федерации и республик в составе  Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 18) следующим образом определяют права лиц без гражданства на охрану здоровья:

- иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;

- лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

- порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Принцип национального  режима распространяется на область  процессуальных отношений с участием лиц без гражданства. Лица без гражданства имеют право обращаться в российские суды и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами (ст. 433 ГПК РСФСР). Правило о национальном режиме включено в Арбитражный процессуальный кодекс РФ: иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами(п. 1 и 2 ст. 210 АПК РФ).

Конституционный принцип предоставления политического  убежища иностранным гражданам  и лицам без гражданства (ст. 63) получил развитие в Положении  о порядке предоставления РФ политического  убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июня 1997 г.

Порядок въезда в РФ и выезда из нее иностранных  граждан и лиц без гражданства  регулируется Федеральным законом  от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Закон устанавливает  конкретные исчерпывающие основания, при которых въезд в РФ указанной  категории лиц может быть разрешен, ограничен либо не разрешается.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах РФ" предоставляет такое право  лицам, не являющимся гражданами РФ и  законно находящимся на ее территории, которое осуществляется ими в  соответствии с Конституцией и законами РФ и международными договорами РФ.

Российская Федерация  поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Эта линия, отвечающая ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации». Краткий заголовок ст. 7 Закона — «Сокращение без гражданства» — четко формулирует задачу. Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), Гражданском кодексе РФ(п. 1 ст. 2) и иных Действующих в Российской Федерации законодательных актах. 
 

Информация о работе Правовое положение апатридов в России