Правовой механизм охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (в соответствии с положениями ст.15 Конституции). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Работа состоит из  1 файл

экологич право.docx

— 34.15 Кб (Скачать документ)
  1. Конституционные основы экологического права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (в соответствии с положениями  ст.15 Конституции). Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы.

При анализе  Конституции РФ как источника  экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного  обеспечения охраны окружающей среды  и рационального природопользования, распределение компетенций в  области охраны окружающей среды (ст.ст. 71, 72), и «чисто» экологические нормы права (ст.ст. 9, 36, 41, 42,58).,закрепляющие экологические права и обязанности граждан.

Согласно  статье 9 «земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов...»  В продолжение этого положения  в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст.42) закрепляет право  каждого человека на благоприятную  окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает  право граждан и юридических  лиц на частную собственность  на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования. Таким образом, земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствие со ст.36 «владение, пользование и  распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия  и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

К так  называемым «экологическим» нормам Конституции Российской Федерации  также можно отнести положения  статей 41, 42 и 58.

Статья 41: «в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.» Статья 42: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Право граждан на благоприятные условия  жизни предполагает реальные возможности  проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным  стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается:

- государственным  экологическим контролем за состоянием  окружающей среды и соблюдением  природоохранительного законодательства ;

-планированием  и нормированием качества окружающей  среды;

-проведение  государственной экологической  экспертизы;

-осуществление  оценки воздействия на окружающую  среду;

-осуществление  государственного мониторинга окружающей  среды;

-проведение  экологического аудита;

-экономическими методами регулирования в области охраны окружающей среды (установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, предоставление налоговых льгот и т.д.)

- экологическая  сертификация;

- формирование  экологической культуры;

-разработка  и утверждение обязательных требований  в области охраны окружающей  среды при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

-предупреждению  и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- образованием  государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи  и др.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и  общественный контроль в области  охраны окружающей среды. Контроль в  области охраны окружающей среды  проводится в целях обеспечения  органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области  охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных  документов, а также обеспечения  экологической безопасности.

Оценка  воздействия на окружающую среду  проводится в отношении планируемой  хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно – правовых форм собственности субъектов  хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду  проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Экологическая экспертиза (государственная или  общественная) проводится в целях  установления соответствия планируемой  хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Федерации в целях  наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия  и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях  обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц  в достоверной информации, необходимой  для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально – экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития России, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе  нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению  такой деятельности.

Экологическая сертификация проводится в целях  обеспечения экологически безопасного  осуществления хозяйственной и  иной деятельности на территории Российской Федерации, может быть обязательной или добровольной.

Нормирование  в области охраны окружающей среды  осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности. Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы  в области охраны окружающей среды  разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных  достижений науки и техники с  учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

В целях  формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды  устанавливается система всеобщего  и комплексного экологического образования, а также распространение экологических  знаний, в том числе через средства массовой информации.

Граждане  обладают широкими полномочиями для  реализации своих экологических  прав, предполагающими возможность  создавать общественные объединения  по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений  и фондов, вносить свои сбережения; требовать в административном и  судебном порядке отмены решений  о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические  правонарушения, должностные лица и  граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско – правовую либо уголовную  ответственность, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско – правовую ответственность.

Экологические общественные объединения граждан  могут разрабатывать, утверждать и  пропагандировать свои экологические  программы, защищать экологические  права и интересы населения, развивать  его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств  и добровольного участия населения  выполнять работы по охране и воспроизводству  природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного  законодательства.

Согласно  ст.13 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., органы государственной власти и их должностные  лица обязаны оказывать содействие общественным объединениям и гражданам  в реализации их прав в области  охраны окружающей среды. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный  здоровью или имуществу граждан  в результате неблагоприятного воздействия  окружающей среды, вызванного деятельностью  предприятий, учреждений, организаций  или отдельных граждан. При определении  ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением  и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и т.д.

Согласно  статье 58 , «каждый обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам».

С развитием  научно – технического прогресса  увеличилось отрицательное воздействие  человеческой деятельности на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В  результате катастроф и стихийных  бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных  вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей.

Конституционная обязанность граждан сохранять  природу и окружающую среду конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего это предусмотрено в Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Согласно  ст.11 этого Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную  окружающую среду, на ее защиту от негативного  воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды  и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане  имеют право:

- создавать  общественные объединения, фонды  и иные некоммерческие организации,  осуществляющие деятельность в  области охраны окружающей среды;

- направлять  обращения в органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов Федерации, органы  местного самоуправления, иные организации  и должностным лицам о получении  своевременной, полной и достоверной  информации о состоянии окружающей  среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать  участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании,  сборе подписей под петициями,  референдумах по вопросам охраны  окружающей среды и в иных  не противоречащих законодательству  Российской Федерации акциях;

- выдвигать  предложения о проведении общественной  экологической экспертизы и участвовать  в ее проведении в установленном  порядке;

- оказывать  содействие органам государственной  власти Российской Федерации,  органам государственной власти  субъектов Федерации, органам  местного самоуправления в решении  вопросов охраны окружающей среды;

Информация о работе Правовой механизм охраны окружающей среды