Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание

Платежным агентом по безналичным расчетам является банк. Безналичные деньги могут храниться только в банках на счетах юридических лиц. Эти банки зачисляют поступающие на счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также проводят другие банковские операции, предусмотренные банковскими правилами и договорами

Содержание

Введение

1 Характеристика безналичного денежного оборота
1.1 Понятие и значение безналичного денежного оборота
1.2 Принципы организации безналичного оборота
1.3 Классификация безналичных расчетов
2 Практика безналичного оборота в современных условиях
2.1 Формы расчетов в хозяйственной сфере современной России
2.1.1 Расчеты платежными поручениями
2.1.2Расчеты по инкассо
2.1.3 Расчеты по аккредитивам
2.1.4 Чековая форма расчетов
2.2 Динамика безналичного денежного оборота в РФ
3 Совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
Заключение

Работа состоит из  1 файл

безнал. расчет.docx

— 53.92 Кб (Скачать документ)

 

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип означает, что списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Такое распоряжение им может быть дано в различных формах:

 

- путем выписки расчетного  документа, содержащего приказ  о списании денег со счета  (платежное поручение, расчетный  чек, заявление на открытие  аккредитива);

 

- в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное  требование).

 

Вместе с тем законодательством  предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам на основании  исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям  взыскателей и др., а также безакцептного  списания за тепловую и электрическую  энергию, коммунальные и другие услуги.

 

Пятый принцип - срочность платежа, что означает осуществление расчетов строго в соответствии со сроками, предусмотренными в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или контрактных, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств должен знать точные сроки их зачисления на свой счет. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о сроках платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, точнее определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.

 

За просрочку платежа  участник расчетов, по вине которого она  была допущена, должен уплатить штраф. Размер ответственности плательщика  за исполнение денежного обязательства  установлен ст. 395 Гражданского кодекса  РФ. В соответствии с указанной  статьей за пользование чужими денежными  средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате другая сторона должна уплатить проценты на сумму этих средств. Размер процентов  определяется существующей учетной  ставкой Центрального банка РФ на день исполнения денежного обязательства.

 

Законодательством установлены  жесткие сроки выполнения банками  расчетных операций для своих  клиентов. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»  кредитная организация и Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление их на его счет не позднее следующего операционного дня после получения  соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным  законом, договором или платежным  документом. В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания с него денежных средств клиента кредитная организация  и Банк России выплачивает проценты на сумму этих средств исходя из учетной ставки Центрального банка  РФ.

 

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

 

Все вышеуказанные принципы безналичного расчета взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Следовательно, нарушение одного из них приводит к нарушению всех остальных .

 

1.3 Классификация безналичных расчетов

 

Основу классификации  безналичных расчетов составляют вид  расчетного документа, способ организации  платежей, характер экономических связей и состав участников.

 

Как видно из приведенной  схемы, в зависимости от вида расчетного документа различают: расчеты платежными требованиями, расчеты инкассовыми  поручениями, расчеты платежными поручениями, расчеты чеками, расчеты аккредитивами.

 

Расчетные документы на бумажных носителях оформляются на бланках  определенного формата, изготавливаются  в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

 

В зависимости от способа  организации платежа, различают  следующие безналичные расчеты:

 

- расчет путем зачета  взаимных требований;

- плановые расчеты, то  есть перечисление денег со  счета покупателя на счет продавца  исходя из плановой величины  стоимости поступивших товаров  или оказанных услуг;

- факторинговые операции, т.е. передача долговых обязательств  предприятий факторинговым учреждениям;

- лизинговые операции, т.е.  услуги по аренде с правом  последующего выкупа;

- расчеты в полной сумме,  указанной в расчетном документе  (глобальный платеж), и расчеты  в сумме сальдо взаимных требований  плательщиков и получателей; 

- расчеты с гарантированным  платежом, т.е. с предварительным  депонированием средств на отдельных  счетах в банке по месту  нахождения плательщика и с  последующим их списанием со  счета после зачисления денег  на счет покупателя, и расчеты  без создания специального депозита  в банке по месту нахождения  плательщика. 

 

В зависимости от характера  экономических связей безналичные  расчеты подразделяются на:

 

- иногородние, т.е. расчеты  между предприятиями, счета которых  открыты в учреждениях банка,  находящихся в различных городах;

- одногородние, т.е. счета  предприятий открыты в банках  одного города или разных, но  обслуживаемых одним вычислительным  центром;

- расчеты по товарным  операциям, т.е. за товары, услуги, выполненные работы, и расчеты  по нетоварным операциям, т.е.  расчеты, связанные с распределением  денежных накоплений по кредитным  операциям, и т.д. 

 

Особенности реализации продукции  диктуют деление безналичных  расчетов на прямые, т.е. осуществляемые непосредственно между поставщиком  и потребителем, и расчеты по транзитным операциям, когда в реализации продукции  участвует промежуточное звено /8/.

 

2. Практика безналичного оборота  в современных условиях

2.1 Формы расчетов в хозяйственной  сфере современной России

 

В настоящее время общие  подходы к организации безналичных  расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках регламентируются соответствующими правовыми документами.

1. Гражданский кодекс РФ (ч. II, гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»;

2. Федеральный закон РФ  «О Центральном Банке Российской  Федерации (Банке России)» (гл. XII «Организация безналичных расчетов);

3. Федеральный закон РФ  «О банках и банковской деятельности»  (ст.31 «Осуществление расчетов кредитной  организацией»);

4. Положение о безналичных  расчетах в Российской Федерации.

 

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также по финансовым обязательствам осуществляются в различных  формах, каждая из которых имеет  специфические особенности в  характере и движении расчетных  документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов, к числу которых относятся  способ платежа и соответствующий  ему документооборот. В соответствии с действующим законодательством  в современных условиях допускается  использование следующих форм безналичных  расчетов: платежными поручениями, по инкассо, по аккредитиву, чеками и векселями. Формы расчетов избираются клиентами  банков самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами (в основных договорах).

 

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем  платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в  письменной форме в обслуживающий  их банк, а уже сами банки ведут  переписку по этим претензиям между  собой и с участием РКЦ.

 

Банки осуществляют операции по банковским счетам клиентов на основании  расчетных документов. Расчетный  документ представляет собой оформленное  в виде документа на бумажном или  электронном носителе распоряжение:

 

а) плательщика провести платеж определенной денежной суммы получателю средств (платежное поручение, чек);

б) получателя средств (взыскателя) на списание денежных сумм со счета  плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (платежное  требование, инкассовое поручение).

 

Расчетные документы принимаются  банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к  предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных  дней, не считая дня их выписки.

 

2.1.1 Расчеты платежными поручениями

 

Платежные поручения представляют собой расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, перевести  определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. В настоящее  время платежными поручениями совершается  более 90% всех платежей в хозяйстве. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты  в хозяйстве, как по товарным, так  и по нетоварным операциям.

 

В расчетах за товары и услуги платежные поручения применяются  в следующих случаях:

 

- за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги  при условии ссылки в поручении  на номер и дату товарно-транспортного  документа, подтверждающего получение  товаров или услуг плательщиком;

 

- для платежей в порядке  предварительной оплаты товаров  и услуг (при условии ссылки  в поручении на номер основного  договора, соглашения, контракта, в  которых предусмотрена предварительная  оплата);

 

- для погашения кредиторской  задолженности по товарным операциям;

- при расчетах за товары  и услуги по решению суда  и арбитража;

- по арендной плате  за помещения;

- платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплутационное  обслуживание и т.д.

 

В расчетах по нетоварным операциям  платежные поручения используются для:

- платежей в бюджеты  всех уровней и внебюджетные  фонды;

- погашения банковских  ссуд и процентов по ссудам;

- перечисления средств  органам государственного и социального  страхования;

- взносов средств в  уставные фонды при учреждении  ОАО, ЗАО, ООО и т.п.;

- приобретения акций, облигаций,  депозитных сертификатов, банковских  векселей;

- уплаты пени, штрафов  и т.д.

 

Платежные поручения принимаются  банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При  отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете платежные  поручения помещаются в картотеку  №2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления денежных средств в  установленной законом очередности. Если предприятие (организация) имеет  право на кредит в форме овердрафта, по платежные поручения оплачиваются за счет банковского кредита. В случае недостаточности денежных средств  на счете для полной оплаты платежного поручения и помещении его  в связи с этим в картотеку  №2 допускается частичная оплата платежного поручения для этого  банк использует платежный ордер. В  этом случае на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения  в верхнем правом углу делается отметка  «частичная оплата», а на оборотной  стороне операционный работник делает запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер  и дата платежного ордера, сумма  частичного платежа, сумма неоплаченного  остатка, подпись).

 

Банк обязан информировать  плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позднее следующего рабочего дня  после обращения плательщика  в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок  информирования плательщика определяется договором банковского счета /7/.

 

Порядок расчетов платежными поручениями осуществляется по определенной схеме (Приложение Б). Операционное содержание схемы заключается в следующем:

 

1. Заключение договора  поставки товаров (оказания услуг);

2. Поставка товара, выполнение  работ, оказание услуг (пересылка  счетов - фактур);

3. Проверка, приемка товара;

4. Выписка и представление  в банк платежного поручения;

5. Проверка платежного  поручения, списание средств с  расчетного счета плательщика;

6. Перечисление средств  поставщику через корреспондентские  счета банков плательщика и  получателя в Расчетно-кассовых  центрах;

7. Зачисление поступившей  денежной суммы на расчетный  счет поставщика-получателя средств;

8. Выдача выписок с расчетных  счетов плательщика и получателя  денежных средств.

 

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению  с другими формами: относительно простой документооборот, ускорение  движения денежных средств, возможности  плательщика предварительно проверить  качество оплачиваемых товаров и  услуг и использовать данную форму  оплаты при нетоварных платежах. Недостаток - отсутствие для поставщика гарантии получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика. Именно поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительно й части (около 80%) осуществляются в порядке предварительной оплаты /10/.

 

2.1.2 Расчеты по инкассо

 

Расчеты платежными поручениями  достаточно понятны: организация-покупатель поручает банку перечислить деньги своим контрагентам. Расчеты по инкассо  выглядят совершенно иначе: поставщик, выполнив свои обязательства, например, отгрузив товар, поручает банку получить деньги от организации-покупателя и  передать ей товаросопроводительные документы. То есть банк становится посредником  между ними, что позволяет снизить  риск невыполнения партнерами своих  обязательств. Поэтому расчеты по инкассо используют в тех случаях, когда контрагенты не совсем уверены  друг в друге. Например, покупатели выбирают расчеты по инкассо если сомневаются, что продавец доставит товар в нужное время, если заключается  сделка на большую сумму или с  малознакомым продавцом. То есть в тех  случаях, когда предоплата для покупателя - слишком большой риск.

Информация о работе Правовой статус личности